Популярные личности

Аркадий Федоров

Летчик истребитель
На фото Аркадий Федоров
Категория:
Дата рождения:
1917-01-06
Место рождения:
Иваново-Вознесенск, Россия
Дата смерти:
1992-03-09
Место смерти:
Иваново, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Гвардии капитан А. В. Фёдоров совершил 498 боевых вылетов, провёл 62 воздушных боя, в которых сбил лично 16 и в составе группы 4 самолёта противника. 13 Апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.


Родился 6 Января 1917 года в городе Иваново - Вознесенск ( Иваново ), в семье рабочего. Окончил 7 классов. Работал молотобойцем на заводе "Ивтекмаш". В Красной Армии с 1938 года. Окончил Чкаловское военное авиационное училише в 1940 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. По Февраль 1942 года сражался в составе 131-го ИАП, летал на И-16. Затем, по Май 1945 года, - 55-го ИАП ( 16-го ГвИАП ), летал на И-16, Як-1 и "Аэрокобре".

К Сентябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 9-я Гвардейская Мариупольская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) Гвардии капитан А. В. Фёдоров совершил 498 боевых вылетов, провёл 62 воздушных боя, в которых сбил лично 16 и в составе группы 4 самолёта противника. 13 Апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил более 600 боевых вылетов. Провёл 183 воздушных боя. Уничтожил 24 самолёта противника лично, ещё 18 - группе с товарищами и при штурмовке аэродромов.

После войны оставался на службе в ВВС. В 1948 году окончил Высшие лётно - тактические курсы, в 1954 году - курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной академии. С 1955 года Гвардии полковник А. В. Фёдоров - в запасе. Жил и работал в городе Иваново. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 3 Марта 1992 года.

* * *

Сентябрьским днём 1966 года на заводе "Ивтекмаш" состоялось торжество. В первом механическом цехе был проведён митинг по поводу открытия мемориальной доски над рабочим местом, где трудился токарь Герой Советского Союза Сергей Михайлович Люлин. Среди выступивших на митинге был Полковник запаса Герой Советского Союза Аркадий Васильевич Фёдоров.

Ему было что сказать. Ведь его жизненный путь во многом схож с биографией обессмертившего своё имя патриота. Как и Люлин, он тоже является воспитанником комсомольской организации завода, здесь незадолго перед войной начинал свой трудовой путь молотобойцем. Подобно Люлину, горячая мечта об авиации привела его в тот же Ивановский аэроклуб, а потом - в Оренбургское военное лётное училище, где в своё время обучались прославленный лётчик Валерий Чкалов и первый в мире космонавт Юрий Гагарин.

Любопытна и такая деталь. Аркадий Фёдоров родился в Иванове в 1917 году в семье рабочих. Очень рано остался без матери. Отец в 1922 году переехал в село Егорий, что в 10 километрах от областнога центра, вступил в сельскохозяйственную коммуну. Здесь, на берегу Уводи, вблизи деревни Куличиха - родины Люлина, и прошли детские и юношеские годы Фёдорова.

...Обратишься мысленно к тем красивым местам, где теперь колышутся волны Уводского водохранилища и невольно подумаешь: неприметна маленькая речка Уводь, ныне породнившаяся благодаря каналу с могучей Волгой. А вот, поди же, каких богатырей вспоила !

Воскресенье 22 Июня 1941 года застало командира звена Лейтенанта Аркадия Фёдорова на аэродроме приграничного городка. В первый же день войны он вместе с товарищами, отражая натиск врагов в воздухе и на земле, совершил 5 боевых вылетов. 131-й истребительный полк, в котором служил Фёдоров, в первом же воздушном бою уничтожил 11 вражеских самолётов, 2 из которых - командир его эскадрильи А. С. Комоса. Полк же не потерял ни одной машины. Это воодушевило советских лётчиков, показало, что кичившихся непобедимостью фашистов можно бить с большим успехом. А через 3 дня Фёдоров открыл и свой счёт лично сбитых вражеских самолётов.

Было это так. С рассвета Аркадий Фёдоров поднял своё звено в воздух для патрулирования на прикрытие аэродрома полка. Вскоре заметили приближение двухмоторного самолёта. "Не свой ли ? Нет - это Ju-88". Не долетая 500 метров, немецкий самолёт открыл огонь из пулемёта. "На испуг хочет взять", - подумал Аркадий. Сделав левый разворот, он направил своего "ястребка" сверху на "Юнкерс". Вот враг, в прицеле. Нажата гашетка всех 4-х пулемётов. Но тот, разворачиваясь на обратный курс, продолжал лететь. Опасаясь, что враг может уйти, Фёдоров пошёл на вторую атаку. Когда приблизился к "Юнкерсу" на 50 метров, нажал на гашетку пуска реактивных снарядов. Вражеский бомбардировщик сразу загорелся и, оставляя дымный след, устремился к земле. Немецкий лётчик выбросился с парашютом. Его захватили. Немец оказался опытным асом, награждённым двумя Железными крестами...

И вот потекли фронтовые будни, наполненные радостью побед, а больше - горечью отступления, потерь боевых товарищей, тревог за судьбу оказавшейся в страшной опасности страны. С воздуха Аркадий Фёдоров видел истерзанную врагом землю, испепелённые города и села. Одна за другой пришли тяжёлые вести: на фронте погибли его братья Николай и Сергей. Горе и ненависть к врагу заставляли лётчика крепче сжимать штурвал самолёта, бить фашистов, как говорится, без оглядки, ещё настойчивее овладевать техникой и тактикой боя.

В Феврале 1942 года Фёдоров был переведён в 55-й авиаполк, в котором и провёл остаток войны. Воевал под Ростовом - на - Дону и Новочеркасском. До Мая 1942 года летал на И-16. После перевооружения полка на Як-1 одержал победу в одном из первых вылетов на новой машине. Всего за первые 80 боевых вылетов сбил 5 самолётов противника. С Мая 1942 года командовал звеном, быстро став умелым ведущим.

На многих фронтах довелось драться отважному лётчику, отстаивая, а затем и освобождая священную землю Родины, пройдя должностной путь от командира звена до командира прославленного 16-го Гвардейского полка. О мужестве ивановца рассказывается на многих страницах изданных после войны книг: В. Погребного "Человек из легенды", трижды Героя Советского Союза А. Покрышкина "Небо войны". Кстати, Фёдоров служил продолжительное время с Покрышкиным в одном полку, не раз летал вместе на выполнение заданий, прикрывал боевые действия героических десантников Малой земли. Александр Покрышкин охотно брал его для выполнения самых сложных заданий. Иногда Фёдоров летал у него ведомым.

В Июне 1942 года в районе Старобельска, будучи ведомым А. Комосы, Фёдоров, взлетев на перехват в четвёрке А. Покрышкина, сбил Ме-109, а всего эта блестящая четвёрка уничтожила тогда 3 самолёта... В Августе 1942 года в составе покрышкинской пятёрки он сбивает Ме-110.

К лету 1943 года начались ожесточённые бои в небе Кубани. В этих схватках Фёдоров проявил себя опытным и решительным командиром. Особенно трудный бой провёл он 29 Апреля с большой группой истребителей противника. В том вылете 8 "Аэрокобр" под командой Покрышкина встретили более 80 пикировщиков Ju-87 в сопровождении истребителей. Звено Фёдорова бросилось на "Мессеров", а Покрышкин занялся "штуками".

Аркадий свою задачу выполнил мастерски. Его четвёрка атаковала 10 Ме-109 и связала их боем. Это обеспечило свободу действий звену Покрышкина, который немедленно атаковал пикировщиков. В этой схватке противник потерял 12 самолётов ( из них 5 - уничтожил Александр Покрышкин ), наша группа потерь не имела.

Однажды ( это было так же летом 1943 года на Кубани ) в воздухе разгорелся ожесточённый бой, в котором с обеих сторон одновременно действовало до 200 самолётов. Группу советских истребителей возглавлял тогда начальник воздушно - стрелковой службы полка Александр Покрышкин. Наши лётчики крепко потрепали фашистов. Но этот бой чуть было не стал для Аркадия Фёдорова последним. Он был сбит и едва успел выброситься из горящей машины с парашютом. При этом он получил ранение ноги.

В ходе Кубанской битвы Аркадий Фёдоров записал на свой боевой счёт несколько самолётов противника. А в Августе 1943 года, в период боёв над Миус - фронтом, одержал ещё несколько побед.

27 Августа группа из 6 самолётов во главе со Старшим лейтенантом Аркадием Фёдоровым атаковала 80 бомбардировщиков Не-111 и Ju-88, шедших двумя колоннами на какую-то важную цель. Фёдоров уже получил было команду "Тридцать три" - "Идите домой". Время патрулирования заканчивалось, горючее было на исходе. И в эти минуты ведущий увидел в небе две колонны вражеских бомбардировщиков - две армады !

Первым делом Фёдоров обезглавил колонну - флагманский "Юнкерс", дымом выписывая в небе замысловатый рисунок, навсегда покинул своих собратьев по разбою. Фёдоров же, вызывая по радио подмогу, продолжал вести бой. Как он потом сокрушался, что в баках оставался минимальный запас горючего, которого едва хватило долететь до аэродрома и сесть...

Через день встретив в районе Фёдоровки и Мало - Кирсановки около 70 Ju-87 и Ju-88 в сопровождении 8 Ме-109, десятка наших лётчиков во главе с Аркадием Фёдоровым так же дерзко атаковала противника и сбила 4 "Юнкерса" и 3 Ме-109. Одного "Мессера" сбил ведущий.

В Сентябре 1943 года, после боёв за Донбасс, за 498 боевых вылетов, 62 воздушных боя, 16 личных и 4 групповые победы заместитель командира эскадрильи 16-го ГвИАП Гвардии капитан А. В. Фёдоров был представлен к званию Героя Советского Союза.

Осенью 1943 года, в период боёв за Крым, Аркадий Фёдоров командовал уже 3-й эскадрильей, базировавшейся в Дружелюбовке ( у самого Севаша ). Его лётчики использовали даже вечерние сумерки, чтобы выскочить со своей площадки и перехватить вражеские бомбардировщики. На наши переправы немецкие бомбы почти не падали, зато в Сиваш частенько падали горющие "Юнкерсы". В одном из вылетов на наши переправы шло до 30 бомбардировщиков Ju-87, прикрытых 6 Ме-109. Первой на перехват пошла эскадрилья Фёдорова. Лётчики действовали дерзко и самоотверженно. Они тактически грамотно вели бой, решительно выполнили задачу. Было сбито 4 "Юнкерса" и 2 "Мессершмитта".

За успехи в Львовско - Сандомирской операции, 13 Апреля 1944 года, штурману 16-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии капитану А. В. Фёдорову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Январе 1945 года началась Берлинская операция. К тому времени А. В. Фёдоров стал уже заместителем командира 16-го ГвИАП. Часто летая вместе с другими лётчиками полка он продолжил счёт своих побед.

В конце Марта, после того как огнём зениток был сбит Иван Бабак, Гвардии майор А. В. Фёдоров принял под командование один из лучших истребительных авиаполков ВВС Красной Армии - 16-й Гвардейский.

К Маю 1945 года совершил 545 успешных боевых вылетов, из них 136 - на штурмовку войск и различной техники противника. Участвовал в 183 воздушных боях.

В общей же сложности Аркадий Фёдоров совершил за годы войны более 600 боевых вылетов ( по другим источникам - 554 ), уничтожив в воздушных боях лично 24 самолёта противника и 18 - в группе с товарищами и при штурмовке аэродромов. А сколько он уничтожил наземной техники и живой силы врага. Каждый из этих вылетов - целая повесть. Приведём же для примера, более подробно, лишь 2 из них.

...Погода в тот день выдалась самой что ни на есть дрянной: всё небо застилали низкие облака, моросил дождь. Но это, по правде сказать, немножко радовало Аркадия: очень уж он измотался за последние дни, хотелось хоть чуть отдохнуть. Но тут его вызвали в штаб полка. Командир сказал:

- Немцы прорвали фронт. В направлении города Шахты движется их колонна. Сможете ли вылететь звеном для разведки штурмовки ?

- Раз надо - полетим, - коротко ответил Фёдоров.

Взлетев тройкой, пошли под самыми облаками, на высоте 100 - 150 метров. Ориентироваться было крайне трудно. Наконец шоссейная дорога. По ней движутся отдельные автомашины. Не то. Свернули в сторону. И тут, на плохо видимой просёлочной дороге, заметили растянувшуюся длинной змеей колонну автомашин с грузом, солдатами. С ходу "прочесали" её пулемётным, пушечным огнем и "эрэсами". Сделали второй, третий заход, не жалея боеприпасов: в такую погоду вряд ли встретятся истребители противника. Внизу пылало. В колонне было не менее 150 машин.

...Советские войска, прорвав вражескую оборону, переправлялись под Перекопом через "Гнилое море" в Крым. Недалеко от переправы в засаде находилось 8 истребителей эскадрильи Аркадия Фёдорова. Вечерело.

- У немецких лётчиков, думаю, рабочий день кончился, - рассказывал потом Фёдоров, - пора и нам отдохнуть. Только собрался, сидя в самолёте, настроить радиостанцию на волну Москвы, слышу сигнал: "Противник в воздухе. Немедленный вылет". Взлетели. Облачность низкая. Шли на высоте 150 метров. Через несколько минут были у переправы. Видим: к ней приближается 30 пикировщиков Ju-87 и 18 истребителей прикрытия Ме-109. Вот - вот обрушат бомбы на наших, что по горло в воде на руках пушки тянут. Набирать высоту для маневра - нет уже времени. Я только повернул свой самолёт и снизу неожиданно для немцев атаковал их ведущего. Тот сразу в пике и в воду. И товарищи постарались. Всего мы тогда за несколько, минут сбили 4 бомбардировщика и 2 истребителя. А главное - расстроили боевые порядки фашистской армады, не дали ей возможности прицельно бомбить нашу переправу...

За мужество и отвагу Аркадий Васильевич Фёдоров был отмечен целым рядом правительственных наград, удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза.

Когда закончилась война, он продолжал стоять на страже неба Родины, обучать молодых воздушных воинов. В 1948 году окончил Высшие лётно - тактические курсы, летал на реактивных самолётах. Уволился в запас в 1955 году в звании Полковника, в должности командира соединения. Но и после этого не вышел из строя, правда, трудового - стал работать на родном заводе "Ивтекмаш".



Поделиться: