Аристипп, Aristippos, из Кирены, ок. 435- после 366 гг. до н. э., греческий философ. В Афинах был учеником Сократа. Позднее, как софисты (1.), учил за деньги. Некоторое время вел бродячую жизнь (побывал помимо прочего при дворе Дионисиев I и II в Сиракузах).
В конце жизни, вероятно, возвратился в Кирену, где жил со своей дочерью Аретой. - А. утверждал, что благодаря своей философии он обрел внутреннюю свободу, которая позволяет ему получить удовольствие (hedone) от любой жизненной ситуации, вне зависимости от материальных благ. Сочинения А. (среди кото
рых диалоги и диатрибы) погибли. Поучения А. и анекдоты о нем сохранились в основном у Диогена Лаэртского и происходят из сборника, который создан позднее, в начале III в. до н. э.
Невозможно, однако, с точностью установить, в какой мере эта доксографическая традиция отражала взгляды самого А. В
ызывает споры также вопрос, считать ли А. основателем философской школы киренаиков, или им был его внук Аристипп Младший, называемый Metrodidaktos (ученик своей матери), который создал цельную систему гедонизма, основываясь на взглядах деда. Основной категорией учения, известного под именем А., огра
ниченного этическими вопросами, было удовольствие, понимаемое телесно. Получение удовольствий, которыми философ, однако, управляет, составляет подлинное счастье (eudaimonia). Позднейшие киренаики (то есть приверженцы учения А., Анникер, Гегесий и Феодор) значительно изменили эти взгляды. Школа перес
тала существовать в середине III в. до н. э. Платон относился к А. с неприязнью: особо он подчеркивал в Федоне отсутствие А. при смерти Сократа, а также критиковал гедонизм А. (не называя его) в Филебе. В Воспоминаниях о Сократе Ксенофонт представил Сократа, полемизирующего с А. Он был главным герое