Первая в Нидерландах (Netherlands) женщина-актриса. Ее театральный дебют состоялся в 1655 году на сцене Амстердамского театра (Amsterdam Schouwburg), в пьесе, которая по забавному совпадению носила ее имя - 'Onvergelijkelijke Ariana' (букв. 'Несравненная Ариана').
Дочь актера и драматурга Адриана ван ден Берга (Adriaan van den Bergh), Ариана родилась в Мидделбурге (Middelburg), вероятно, между 1626 и 1628 годами. Ее отец руководил странствующей театральной труппой и перевел и адаптировал для голландской сцены несколько английских драм. Так, среди них была зна
менитая 'Испанская трагедия' (The Spanish Tragedy) Томас Кида (Thomas Kyd), которую ван ден Берг в 1621-м переименовал в 'Дон Иеронимо' (Don Jeronimo) на голландском.
Вероятно, она изучала свое ремесло с самого юного возраста. Это было характерной чертой странствующих театральных трупп того вре
мени – труппы часто состояли из семей актеров, и на сцене появлялись едва ли не все их члены, от детей, игравших ангелочков, до старых бабок в ролях дуэний. Позже она могла присоединиться к труппе Яна Батиста ван Форненберга (Jan Baptist van Fornenbergh). Эта труппа демонстрировала традиции голландс
кого театра в самых отдаленных уголках Европы (Europe), гастролируя на севере Германии (Germany) и Скандинавии (Scandinavia), выступая и на ярмарках, и при королевских дворах, включая двор шведской королевы Кристины (Queen Christina) в 1653-м.
В Гамбурге (Hamburg) актриса вышла замуж за своего ко
ллегу, актера Гиллиса Ноземана (Gillis Nozeman). Они поженились в реформаторской церкви в гамбургском районе Альтона (Altona), приюте для инакомыслящих и неимущих. Ариана и Гиллис стали первой актерской парой в истории голландского театра.
30 июня 1655 года имя Арианы Ноземан в первый раз появил
ось в архивах амстердамских театров. Актрисе за 17 спектаклей было выплачено 76,50 голландских флоринов, что было больше, чем у большинства ее коллег-мужчин. Ариана даже получала большее жалованье, чем муж, и носила на сцене роскошные костюмы. В отличие от Италии (Italy) и Франции (France), где женщ
ины уже какое-то время играли на публичной сцене, в Голландии (Holland) первой половины 17-го века женские роли по-прежнему играли мужчины. Возможно, причиной дебютного выступления Арианы в Амстердамском театре стала отставка шести мужчин-актеров.
Актриса, в основном, бралась за серьезные роли
и пела. Она была первой актрисой, сыгравшей роль Баделока (Badeloch) в исторической пьесе 'Gijsbrecht van Aemstel' нидерландского драматурга Йоста ван ден Вондела (Joost van den Vondel). Ее редко можно было увидеть в фарсах или комедиях, но она также считается первой в Нидерландах балериной. Она час
то играла на сцене вместе со своим мужем, то в качестве пары, то как антагонисты. В 1652 году у них родилась дочь Мария Ноземан (Maria Nozeman), которая пошла по стопам своей матери и впервые появилась на сцене шестилетней девочкой. Чтобы увеличить свои доходы от театра, Ноземаны держали еще и гости
ницу под названием 'The Camel' на одном из каналов Амстердама (Amsterdam).
Как актриса, играющая перед публикой, Ариана Ноземан, конечно, не могла надеяться получить одобрение со стороны Нидерландской реформатской церкви. По мнению, духовенства, ее ремесло попирало все законы приличия, однако, А
риана сделала, по сохранившимся источникам, блестящую карьеру. Несмотря на кальвинистский характер церкви, общество в Голландии того времени было светским, а Амстердам, столица могущественной Республики Соединённых провинций (Dutch Republic), славился свободой и терпимостью к инакомыслящим.
Ариа
на Ноземан умерла молодой, когда ей не исполнилось еще и 35 лет. Она скончалась 7 декабря 1661 года. За три месяца до своей смерти она потеряла семилетнего сына. Может быть, она умерла от горя, а, может, стала жертвой чумы. Она была похоронена у церкви Аудекерк (Oude Kerk, 'старая церковь'), которая
сегодня стоит в самом центре знаменитого амстердамского Квартала красных фонарей.
Ее смерть стала большой потерей для Амстердамского театра, и театр нанял сразу четырех новых актрис, чтобы заменить ее. Городской совет Амстердама увековечил ее память 300 лет спустя после ее театрального дебюта,