В начале девяностых к общепризнанным столицам музыкального движения (Нью-Йорк, Детройт, Чикаго и Манчестер) добавились еще два очага контр-культуры: Сиэттл и Бристоль.
Пока американцы забавлялись своим гранжем, по другую сторону океана поднимал голову трип-хоп - новый стиль электронного жанра, выведенный на первые позиции рейтинга такими сочинителями как Portishead, Tricky и Massive Attack. Все трое «вышли» из Бристоля. Неудивительно, что лейбл «бристолький трип-х
оп» стал таким же синонимом качества, как, скажем, «кубинские сигары», «французский коньяк» или «японская техника». Трип-хоп другого географического происхождения всерьез не воспринимался. Хотя оснований для подобной дискриминации не было никаких - ну какая, в самом деле, разница, где играть музыку?
Местом дислокации продюсерского дуэта Дариуса Келлера и Дэнни Грифитса, взявших себе название Archive, являлся Лондон. Возможно, именно это обстоятельство и сыграло в судьбе проекта решающую роль - несмотря на то что их дебютный альбом «Londinium» можно было смело ставить в один ряд с «Blue Line
s» и «Portishead», Archive так и не достигли массовой популярности, оставшись группой, известной в узком кругу ценителей. Что само по себе не так уж и плохо - если не принимать во внимание амбиции музыкантов. Хотят же они, как и большинство их коллег, немногого: возможности донести свою музыку до вс
ех заинтересованных. Archive уже не играют трип-хоп в его чистом виде, склоняясь скорее к традиции британской альтернативы. А неуемная страсть к экспериментаторству, вдохновляемая их кумирами Pink Floyd, способна вывести Archive на тот международный уровень, где давно уже обитаются и Pink Floyd, и M
assive Attack. Хватило бы сил и желания. Ну и немного удачи тоже не помешало бы.
Основатели Archive Дариус Келлер (Darius Keller) и Дэнни Грифитс (Danny Griffiths) познакомились еще в 1990-м году, при работе над записью лондонского джангл/d'n'b проекта Genaside II. Оба были увлечены детройтским х
аусом и техно и пробовали свои силы в создании собственной музыки. Дариус и Дэнни записали вместе с Genaside II сингл «Narramine», который стал большим хитом в местных дискотеках. Вдохновленные успехом, новые друзья решили основать свой собственный лейбл, на котором и выпустили несколько записанных
ими треков в стиле progressive house. Записи не имели успеха и дуэт распался. По словам Дариуса Келлера, его уже не устраивали узкие рамки стиля house, а в каком направлении двигаться дальше, он не знал. Вскоре после этого Дэнни уехал в Австралию, а Дариус продолжил работу в родном чертежно-конструк
торском бюро, не забывая, впрочем, о музыке.
В 1994-м году, как раз в то время, когда Дэнни Грифитс исследовал австралийские красоты, Келлер познакомился с молодым и талантливым рэппером Роско (Rosсo). «Я не был большим поклонником хип-хопа, но Роско заразил меня своим энтузиазмом и четким видени
ем направления развития. При этом он был потрясающим MC и как-то так получилось, что мы начали работать вместе, - вспоминает Дариус. - Вскоре мы записали свое первое демо - ничего особенного, просто ударные, бас, клавишные и вокал Роско». Вернувшийся из Австралии Дэнни Грифитс сразу же оценил потенц
иал записи и изъявил желание участвовать в проекте. «Мне очень понравилась манера исполнения Роско, - говорит Грифитс. - У него был свой стиль, непохожий на хип-хоп читки американской школы. Так здорово было услышать что-то по-настоящему свежее!». Так родился Archive.
Дариус, Дэнни и Роско начали
работать над своей первой записью, которая впоследствии получила название «Londinium». При работе над альбомом музыкантам показалось, что им категорически нужен еще один участник - вокалистка. «Не то чтобы мы были недовольны Роско, но мы не хотели ограничиваться только рэп-вокалом, нам нужна была в
окалистка», - говорит Келлер. Так четвертым участником группы стала Ройя Араб (Roya Arab). «Ее нашел Дариус, я даже не знал этой девушки раньше, - вспоминает Грифитс. - Мы дали ей наши демо, чтобы она некоторое время «пожила» с ними и прочувствовала их, а когда Ройя пришла в студию в следующий раз,
она принесла с собой и написанный собственноручно текст для этих песен. Когда она запела то, что стало потом «Dark Room», мы были просто потрясены: невероятный голос, отличные стихи!» В таком составе Archive записали свой первый демо-альбом. «А затем за нами началась настоящая охота, - смеется Келле
р. - Все студии хотели подписать нас».
Победителем вышли Island Records. Archive получили необходимые для студийной записи средства и уже готовились к выходу альбома, как между участниками группы пробежала черная кошка и Роско с Ройей перестали посещать студию. «Мы закончили запись вдвоем, после
нескольких недель микширования, - рассказывает Грифитс. - Я знаю, что Ройя была недовольна результатом записи. Насчет Роско - не могу сказать с уверенностью, но мы сами были в восторге от получившегося».
Выпускающая компания, однако, не разделяла восторги музыкантов. По словам Келлера и Грифитса,
Island Records просто не понимали, как позиционировать «Londinium» и как его раскручивать. «Однажды после выступления в какой-то детской утренней радиопередаче меня все это достало, и я объявил о роспуске группы», - вздыхает Дариус Келлер. Эта уловка позволила им расторгнуть контракт с Island Recor
ds и попробовать начать с нуля - уже на другом лейбле. «Londinium», выпущенный в 1996-м году, так и остался в статусе «андергаундного» шедевра.
Работу над очередным альбомом Archive начали уже в начале 1997-го. Несколько месяцев Келлер и Грифитс искали подходящего вокалиста, пока не встретили сво
ю старую знакомую Сюзанну Вудер (Suzanne Wooder), с которой работали еще до создания собственной группы. Примерно в это же самое время Archive подписали контракт на выпуск альбома с лейблом Independiente и засели за работу. «Take My Head» серьезно отличался от «Londinium», - говорит Дэнни Грифитс. -
Демо были просто великолепны и мы хотели как можно скорее запустить их в работу». Однако здесь от Archive в очередной раз отвернулась удача: их лейбл потребовал привлечения к записи сторонних продюсеров, чтобы исключить возможность провала. В результате, как описывает тот же Грифитс, «продюсеры выт
янули из альбома всю жизнь, сделали его сухим и бесформенным». «Подумать только! - восклицает Дариус Келлер. - Они выкинули на продюсеров полмиллиона фунтов стерлингов, а когда поняли, что вместо шедевра получается какое-то дерьмо, просто вышвырнули нас вон!»
После такой двойной неудачи впору был
о серьезно задуматься над дальнейшими перспективами группы. К счастью, Дариус и Дэнни понимали, что дело только в их неспособности противостоять машине шоу-бизнеса - в своей музыке они были уверены. После провала «Take My Head», выпущенного в 1999-м, Archive в очередной раз начали жизнь с нуля, покл
явшись, что больше не позволят манипулировать собой.
Своего нового вокалиста Дариус и Дэнни нашли по объявлению в газете. Им стал бывший солист ирландской группы Power Of Dreams Крейг Уолкер (Craig Walker). В начале 90-х Power Of Dreams выпустили два альбома на Polydor. «Мы были молоды, свободны,
поездили по миру и - распались», - говорит Крейг. После распада Power Of Dreams Крейг собрал новую группу Pharmacy. Группа успела выпустить единственный сингл, когда их новый лейбл обанкротился. Неудивительно, что после такой подножки на взлете Pharmacy незамедлительно распались.
«Однажды за зав
траком я сидел и читал газету и наткнулся на объявление, в котором говорилось, что какой-то группе требуется вокалист, - вспоминает Крейг Уолкер. - Я полностью соответствовал всем указанным требованиям и впервые в жизни решил позвонить по объявлению». По словам музыканта, когда он встретился с Дариу
сом Келлером и тот дал ему послушать наработки по Archive, ему стало ясно, что такой случай упускать нельзя. Дариус и Дэнни быстро нашли общий язык с Крейгом, ранее не имевшим дела с электронной музыкой, но горевшим желанием попробовать свои силы в новой области применения. «В наших планах было запи
сать альбом, который бы перевернул мир!» - озвучивает позицию своих коллег Крейг Уолкер. Так был собран третий и последний на сегодня состав Archive.
Запись получившего название «You All Look The Same To Me» альбома осуществлялась в собственной студии Archive в Южном Лондоне, располагающейся в по
двальчике под цветочным магазином. «Нас ничего не отвлекало от работы, - вспоминает Крейг. - Запись проходила на большом подъеме. Возможно потому, что в студии не было ни Playstation, ни других отвлекающих игрушек, мы занимались только работой».
«You All Look The Same To Me» вышел в 2002-м году н
а независимом лейбле Hangman Records одновременно в Англии и Франции. Немногим позднее - в Италии. Archive отошли от трип-хопа и сделали шаг в направлении спейс-рока: наряду с сэмплерами музыканты использовали живые гитары и ударные. Одними из своих непререкаемых авторитетов музыканты Archive называ
ют Pink Floyd, и увлечение экспериментами со звуком и структурой композиций вылились в такие масштабные звуковые полотна, как 17-минутная «Again» или 14-минутная «Finding It So Hard». Archive довольны полученным результатом и реакцией на свою новую работу слушателей и критиков: они надеются, что чер
ная полоса неудач осталась в прошлом и с уверенностью смотрят в будущее.
«Нам не везло, мы принимали глупые решения, но все это было лишь этапами становления: мы учились на своих ошибках. Этот альбом получился таким, каким и задумывался - сырым и эмоциональным. Потому что мы не подпускали к нему
продюсеров и на пушечный выстрел, - говорят музыканты. - Наконец-то вы сможете услышать настоящий Archive!». Пожелаем ребятам удачи - ее очень не хватало им все эти годы. А закончить позвольте строками из пресс-релиза «You All Look The Same To Me», под каждым словом которого можно поставить печать и
роспись: «Жизнь трагична. Жизнь прекрасна. Сколько еще книг вам предстоит прочитать, сколько незнакомых мест увидеть. Ваше сердце все еще открыто для новой музыки, но множество посредственных записей, которые преподносятся, как шедевры, уже успели вызвать циничное и недоверчивое отношение к каждому