Французский пианист, композитор, музыкальный педагог и музыковед, профессор Парижской консерватории (Conservatoire de Paris). Он был племянником известного французского писателя 18 века Жана Франсуа Мармонтеля (Jean-Franç ois Marmontel).
Антуан Франсуа Мармонтель родился 16 июля 1816 года в городе Клермон-Ферран (Clermont-Ferrand), административном центре региона Овернь (Auvergne) в центральной Франции (France). Мармонтель стал студентом Парижской консерватории в 1827 году. Он учился у Пьера Циммермана (Pierre Zimmerman) по классу фортепиано, у Виктора Дурлена (Victor Dourlen) по классу гармонии, учился фуге у Жака Фроманталя Галеви (Jacques Fromental Halévy) и композиции у Жана-Франсуа Ле Сёра (Jean-François Le Sueur). Мармонтель завоевал первые премии по музыкальной теории и классу фортепиано.
В 1837 году он получил место ассистента профессора по теории музыки в Парижской консерватории. В 1848 году Мармонтель стал преемником Циммермана в качестве профессора по классу фортепиано, опередив на этом пути своего бывшего учителя Шарля-Валантена Алькана (Charles-Valentin Alkan), гениального, виртуозного пианиста, что имело для того самые печальные последствия – Алькан перенес серьезный нервный срыв и завершил свою исполнительскую карьеру.
Однако воспоминания Мармонтеля о своих коллегах в его книге 'Знаменитые пианисты' (Les pianistes célèbres) стали, тем не менее, для биографов Алькана одним из ценнейших источников.
Мармонтель достиг огромной известности как творческий и эффективный педагог. У него было много знаменитых учеников, включая Жоржа Бизе (Georges Bizet), Венсана д'Энди (Vincent d'Indy), Теодора Дюбуа (Théodore Dubois), Доминика Дюшарма (Dominique Ducharme), Гюстава Ганьона (Gustave Gagnon), Эрнеста Гиро (Ernest Guiraud), Эмиля Паладиля (Émile Paladilhe), Эдварда Макдауэлла (Edward MacDowell), Габриэля Пьерне (Gabriel Pierné), Луи Дьемера (Louis Diémer), Франсиса Планте (Francis Planté), Антона Юльевича Симона (Antoine Simon), Артура Летондаля (Arthur Letondal) и Клода Дебюсси (Claude Debussy).
Карьера Мармонтеля отмечена большим количеством педагогических работ (более 200 опусов), а также множеством таких произведений, как ноктюрны, романсы, этюды и другие пьесы. Самыми значительными среди опубликованных Мармонтелем работ были 'Искусство чтения с листа' (L'Art de déchiffrer), сборник, в который вошли также 'Сто простых этюдов' (Cent études faciles); сборник из 24 этюдов 'École élémentaire de mécanisme et de style' и 'Искусство чтения с листа в четыре руки' (L'Art de déchiffrer à quatre mains) в 1847; 'Étude de mécanisme'; 'Cinq études de salon'; 'Enseignement progressif et rationnel du piano' в 1887 году.
Музыковедческие работы Мармонтеля по праву считаются одними из лучших источников знаний об истории фортепиано, о выдающихся пианистах, особенно – пианистах 19 столетия. Среди них - 'Симфонисты и виртуозы' (Symphonistes et virtuoses), опубликованные в 1880 году; 'Знаменитые пианисты' (1878); 'Современные виртуозы' (Virtuoses contemporains, 1882); 'Éléments d'esthétique musicale et considérations sur le beau dans les arts' (1884); 'История фортепиано и его происхождение' (Histoire du piano et de ses origins, 1885).
На протяжении всей своей жизни Мармонтель раз в неделю собирал у себя дома пианистов со всей Европы (Europe), и на этих собраниях особой честью считалось сыграть что-нибудь вроде фортепианного трио.
Сын Мармонтеля, композитор Антонин Эмиль Луи Корбаз Мармонтель (Antonin Emil Louis Corbaz Marmontel, 24.04.1850-23.07.1907), также был профессором по классу фортепиано в Парижской консерватории и композитором, написавшим множество фортепианных пьес.
Мармонтель был близким другом своего гораздо более старшего земляка, композитора Жоржа Онсло (George Onslow), и посвятил ему главу в 'Симфонистах и виртуозах'.
Антуан Франсуа Мармонтель скончался 16 января 1898 года в Париже (Paris), в возрасте 81 года.