Итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог.
Учился у своего отца Джеван Баттисты Вивальди- скрипача собора Сан-Марко в Венеции, возможно также у Дж.Легренци. В 1703-25 педагог, затем дирижер оркестра и руководитель концертов, а также директор (с 1713) женской консерватории 'Пьета' (в 1735 вновь недолго был капельмейстером). Сочинял музыку для
многочисленных светских и духовных концертов консерватории. Одновременно писал оперы для театров Венеции (участвовал в их постановке). Как скрипач-виртуоз концертировал в Италии и др. странах. Последние годы провел в Вене.
В творчестве Вивальди высшего расцвета достиг concerto grosso. Опираясь н
а достижения А. Корелли, Вивальди установил для concerto grosso З-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста. Он создал жанр сольного инструментального концерта, способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодичность щедрость, динамич
ность и экспрессивность звучания, прозрачность оркаски письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством. Концерты Вивальди послужили образцами концертнрго жанра для многих композиторов, в т. ч. И. С. Баха (переложил около 20 скрипичных концертов Вивальди для клавесина и органа)
. Цикл 'Времена года' - один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Существен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил габои, валторны, фаготы и др. инструменты как самостоятельные , а не дублирующие). Инструментальный концерт Вивальди явился этапом на пути формирован
ия классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди (возглавлял Ф. Малипьеро).
в том числе Роланд - мнимый безумный (Orlando fiato pozzo, 1714, театр "Сант-Анджело", Венеция), Нерон, ставший Цезарем (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), Коронаци
я Дария (L'incoronazione di Daria, 1716, там же), Обман, торжествующий в любви (L'inganno trionfante in amore, 1725, там же), Фарначе (1727, там же, позднее также под названием Фарначе, правитель Понта), Кунегонда (1727, там же), Олимпиада (1734, там же), Гризельда (1735, театр "Сан-Самуэле", Венеци
я), Аристид (1735, там же), Оракул в Мессении (1738, театр "Сант-Анджело", Венеция), Ферасп (1739, там же).
Моисей, бог фараона (Moyses Deus Pharaonis, 1714), Торжествующая Юдифь (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), Поклонение волхвов (L'Adorazione delli tre Re Magi
, 1722).
в том числе 37 для голоса с бассо континуо, 14 для голоса со струн, оркестром большая кантата Глориа и Гименей (1725).
в том числе Празднующая Сена (La Senna festeg-giante, 1729).
в том
числе Stabat Mater, мотеты, псалмы и др.
76 сонат (с бассо континуо), в том числе 30 для скрипки, 19 для 2 скрипок, 10 для виолончели, 1 для скрипки и виолончели, 2 для лютни и скрипки, 2 для гобоя; 465 концертов, в том числе 49 кончерти гросси, 331 для одного инс
трумента с бассо континуо (228 для скрипки, 27 для виолончели, 6 для виоль д'амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины) 38 для 2 инструментов с бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандо