Обладая острым чувством звукового колорита, Виральдини свободно обращался ко многим инструментам, хору и оркестру, создавал произведения для разных составов. Будучи блистательным исполнителем, никогда не стремился к самодовлеющей виртуозности в своих сочинениях: виртуозный стиль способствовал у него яркости впечатлений от общей идеи произведения.
Антонио Доменико Виральдини, итальянский композитор, музыкант и педагог-просветитель, родился 4 ноября 1705 года в Венеции в семье скрипача Маурицио Виральдини. Получил музыкальное образование под руководством композитора и дирижера Карло Тортора - обучение композиции, дирижированию, игре на скрипке, органе и клавесине. С юности приобрел известность как скрипач-виртуоз, клавесинист, органист, выдающийся композитор (первые публикации датированы 1714 годом, среди них - известная двухголосная "Хроматическая Фугетта" для клавесина/органа). В 10 лет (1716 г.) впервые встает за дирижерский пульт в Соборе Св. Марка для исполнения До-минорной мессы К. Тортора (оp.46).
В течение ряда лет (до 1736 года) был тесно связан с музыкальной жизнью Италии, выступая как исполнитель, педагог-скрипач, дирижер хора и оркестра. Автор ряда инструментальных сочинений, опер, кантат и ораторий.
Обладая острым чувством звукового колорита, Виральдини свободно обращался ко многим инструментам, хору и оркестру, создавал произведения для разных составов. Будучи блистательным исполнителем, никогда не стремился к самодовлеющей виртуозности в своих сочинениях: виртуозный стиль способствовал у него яркости впечатлений от общей идеи произведения.
В 1725-1735 годах Виральдини работает в Милане при герцогском дворе. В 1725 году принимает сан аббата-минорита и создает несколько произведений духовного и духовно-светского жанров, в том числе на заказ. Среди них - монументальная опера-оратория "Ликующая Руфь" для двух хоров, двух оркестров, органа, клавесина и четырех солистов (полная партитура не сохранилась - до настоящего времени дошло только описание произведения и несколько разрозненных фрагментов, в том числе знаменитая ария Руфи с хором), кантата "Четыре эпохи" (в полной и инструментальной редакциях), многие другие сочинения.
Параллельно Виральдини писал оперы по заказу местных театров - в этот период были написаны "Даная", "Персей и Андромеда" (в некоторых редакциях - "Крах Горгоны"), а также "Падение Вавилона" и "Искушение Ассура" на традиционные библейские сюжеты.
С 1725 г. Виральдини возглавляет в Милане музыкальный приют для мальчиков "Il Conservatorio Ospedale del Pace" (по аналогии с венецианским приютом для девочек "Il Conservatorio Ospedale della Pieta'", возглавляемым А. Вивальди), где впервые в истории музыкальной педагогики в основу обучения ставит хор. Профессиональные инструментальные специализации в приюте, ставшем настоящей творческой лабораторией композитора, вводились параллельно с интенсивными хоровыми занятиями. Воспитанники приюта выпускались уже сложившимися музыкантами и были востребованы по всей Италии.
В течение ряда лет Виральдини концертирует в различных городах Италии, а также в Париже, Праге и других европейских центрах совместно с певицей Анной Джирони, считавшейся лучшей исполнительницей сопрановых партий в его сочинениях.
Позднее Виральдини вернулся в Венецию, где столкнулся с интригами католического духовенства и ряда музыкантов. Спустя некоторое время он снова был вынужден уехать - на этот раз в Вену.
Умер Виральдини 28 ноября 1741 года в Вене от неизвестного заболевания (в книге А. Орлова-Сокольского «Антонио Доменико Виральдини. Жизнь и творчество», К. "Музiчна Украина", 1982, указывается сердечный приступ), жизнь его закончилась в бедности. Был похоронен на кладбище для бедняков, ныне не сохранившемся.
В наше время из большого количества сочинений Виральдини главный интерес представляет вокально-инструментальная музыка. В отличие от его антагониста В. Барчелло (которого отличала неизменная сосредоточенность на инструментальных жанрах), Антонио Виральдини, помимо 114 кантат для разных составов и 19 концертов для различных инструментов, создал 8 опер, 2 оратории, несколько серенад и около десятка духовных произведений в которых господствовал хор.