Когда Антонио Гауди был студентом архитектурного семинара Барселонского университета, его руководитель не мог решить, с кем он имеет дело – с гением или сумасшедшим.
Водитель такси, мельком взглянув на невзрачно одетого окровавленного человека – трамвай протащил его по мостовой несколько метров, брезгливо поморщился и отказался везти старика в больницу.
Потом ему это припомнят.
Через пять дней, 12 июля 1926 года, скорбная процессия, растянувшаяся на километры, медленно двигалась от госпиталя св. Креста в Старый город, к храму Саграда Фамилиа. Хоронили старика, которого никто не знал в лицо, но чьи творения теперь и уже навсегда определили облик Барселоны. Хоронили Антонио Гауди-и-Корнета, величайшего архитектора ХХ века.
Когда школьный учитель заметил однажды, что птицы могут летать благодаря своим крыльям, подросток Антонио возразил: крылья есть и у домашних кур, но летать они не умеют, зато благодаря крыльям быстрее бегают. И сказал, что крылья нужны и человеку, только он не всегда знает об этом.
Впоследствии, когда Антонио Гауди был студентом архитектурного семинара Барселонского университета, его руководитель не мог решить, с кем он имеет дело – с гением или сумасшедшим. Темой учебного проекта Гауди выбрал ворота кладбища, и это были ворота крепости –
они разделяли мёртвых и живых, однако свидетельствовали, что вечный покой – всего лишь награда за достойную жизнь.
Барселона, через которую прошли карфагеняне и римляне, мавры и французы, оставив память о себе буйным смешением стилей, была для Гауди источником вдохновения, но он не довольствовался водой из источника – он хотел превратить её в вино. Его творческие идеи будоражили воображение, но заказов не приносили. Ему было за 30, когда Общество почитателей Святого Иосифа предложило ему возвести собор Саграда Фамилиа (Святого Семейства). Однако решающей для реализации затеи архитектора оказалась его встреча с Эусейно Гуэлем.
Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, стал покровителем архитектора. Дом фабриканта в Барселоне, настоящий дворец, построенный Гауди, был ответом художника меценату.
Что дальше? Парк Гуэля, дома Батло и Мила, школа св. Терезы, усадьба Миральеса и Бельесгуард... И собор Саграда Фамилиа. Гауди строил его до самой смерти. Собор продолжают возводить до сих пор. Это словно пряжа – когда она закончится, прекратится жизнь на земле.