Итальянский журналист, поэт и писатель, который писал либретто для опер Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) и ряда других композиторов; наиболее известными из них являются 'Аида' (Aida) и вторая редакция либретто оперы 'Сила судьбы' (La forza del destino).
Антонио Гисланцони родился 25 ноября 1824 года в Лекко, Ломбардия (Lecco, Lombardy). Некоторое время он учился в семинарии – на этом настоял отец Антонио, который надеялся, что железная дисциплина этого учебного заведения пойдет на пользу сыну-вольнодумцу, - но был исключен в 1841 году за плохое поведение, точнее за непочтительность в отношении церкви. Затем он окончил школу в Павии (Pavia) и решил изучать медицину, но отказался и от этой дисциплины в пользу певческой карьеры – у Гисланцони был красивый баритон, - и своих литературных интересов.
В 1846 году он даже стал ведущим баритоном театра в Лоди (Lodi). В 1848 году, вдохновленный националистическими идеями политика и писателя Джузеппе Мадзини (Giuseppe Mazzini), Гисланцони основал в Милане (Milan) несколько республиканских газет, но, в конце концов, ему пришлось из-за своих политических взглядов искать убежище в Швейцарии (Switzerland). Когда Гисланцони предпринял путешествие в Рим (Rome), где молодой журналист намеревался помогать зарождению республики, но был арестован французскими властями и какое-то время отбывал ссылку на Корсике (Corsica).
В середине 1850-х годов, оставив сцену и политику ради литературной карьеры, Антонио Гисланцони довольно резко изменил направление своей профессиональной деятельности. Он приобрел известность в богемных кругах Милана как активный музыкальный журналист, директор 'Italia musicale' и редактор 'Gazzetta musicale di Milano'. Свои первые статьи он публиковал в миланском журнале 'Cosmorama Pittorico', и в нем же Гисланцони напечатал свой первый роман, 'Артисты театра' (Gli artisti da teatro, 1865), основанный на собственных приключениях. Кроме того, в 1857 году Гисланцони стал основателем юмористического журнала 'L'uomo di pietra', с которым сотрудничал, к примеру, Арриго Бойто (Arrigo Boito).
К 1869 году Гисланцони оставил музыкальную журналистику и вернулся в свою родную Ломбардию, где посвятил свои дни литературе и сочинению либретто для опер. Его перу принадлежат множество рассказов в стихах и несколько романов, включая 'Un suicidio a fior d'acqua' (1864), 'Angioli nelle tenebre' (1865), 'La contessa di Karolystria' (1883), 'Abracadabra and Storia dell'avvenire' (1884). Роман 'Артисты театра', повествующий, как это следует из названия, о театральной жизни, переиздавался и в 20-м веке. Кроме того, Гисланцони публиковал музыкальные эссе, наиболее значимым из которых считается 'Reminiscenze artistiche'.
За свою жизнь Гисланцони написал около 85 либретто, в том числе, к операм 'Эдмея' (Edmea) Альфредо Каталани (Alfredo Catalani); 'Аида'; 'Фоска' (Fosca) и 'Сальватор Роза' (Salvator Rosa) композитора Антонио Карлоса Гомеса (Antônio Carlos Gomes), основоположника бразильской оперы, чьи произведения были очень популярны в то время в Европе (Europe); а также к 'Литовцам' (I Lituani) Амилькаре Понкьелли (Amilcare Ponchielli). Он также добавил несколько стихотворений к исправленному переводу на итальянский вердиевского 'Дон Карлоса' (Don Carlos).
Последние годы своей жизни Антонио Гисланцони провел в Каприно-Бергамаско (Caprino Bergamasco), ломбардской коммуне на самом севере Италии (Italy), близ Бергамо (Bergamo), и скончался 16 июля 1893 года в возрасте 69 лет. Он был атеистом.
В Лекко до сих пор живут его потомки.