Чивидале – итальянский композитор ранней эпохи Кватроченто, конца музыкальной эпохи Средневековья и начала эпохи Возрождения. Он является одним из немногих итальянских композиторов начала 15-го века, чьи произведения сохранились до наших времен. Работы Чивидале – переходное звено между Треченто и ранним стилем эпохи Возрождения.
Некоторые детали из жизни Антонио доподлинно известны, однако начало и конец его жизненного пути покрыты туманом путаницы. По всей видимости, большая часть его деятельности приходится на первые два десятилетия 15-го века. Чивидале был монахом доминиканского ордена. Отталкиваясь от его имени, один из
вариантов которого - Antonius de Civitate Austrie, можно сделать вывод, что он был жителем Чивидале-дель-Фриули (Cividale del Friuli).
В 1932-м он присоединился к членам мужского монастыря Сан-Доменико в Венеции (San Domenico, Venice). Когда римский папа Григорий XII (Gregory XII) созвал конфе
ренцию в Чивидале-дель-Фриули в 1409-м году, Антонио, по всей вероятности, прибыл туда в сопровождении кардинала Доминичи (Dominici), главы его монастыря.
Между 1409-м и 1414-м Чивидале переехал во Флоренцию (Florence). В 1420-м он, вероятно, отправился в Рим вместе с папой Мартином V (Martin V),
который недавно был избран Констанцским собором (Council of Constance); в 1421-м Антонио написал церковное песнопение в честь нового папы. После 1421-го нет никакой информации о жизни композитора.
Даты написания нескольких композиций Антонио известны точно, в том числе торжественного мотета, по
священного бракосочетанию Джорджио Орделаффи (Giorgio Ordelaffi), правителя города Форли (Forlì), и Лукреции дельи Алидоси (Lucrezia degli Alidosi). Они сыграли свадьбу 3 июля 1412-го. Кроме того, в 1414-м Чивидале написал песнопение в честь города Флоренции и Леонардо Дати (Leonardo Dati), нов
ого генерала ордена братьев-проповедников.
Антонио писал как духовные, так и светские вокальные произведения. Сохранилось шесть его мотетов, часть которых была написана для конкретных событий, и четыре хоровых мессы. Его песнопения были рассчитаны на три-четыре голоса, а мессы - на два-три. Стил
истически его произведения были простыми, разбитыми с учетом отдыха голосовых связок и с повторами одних и тех же моментов.
Он также был увлечен композиционными 'трюками', такими, как музыкальные фразы, которые сначала выступали на передний фон, а затем отодвигались на второй план. Кроме того, не
которые из его работ – строго канонические.
Изоритма и другие черты современного французского стиля были не чужды Чивидале, но, в отличие от французских композиторов, он сам писал партии теноров для его песнопений, а не заимствовал их уже из готовых мотетов. Антонио был довольно плодовитым компо
зитором; большая часть доживших до нашего времени его произведений хранится на севере Италии.
Что же касается светских работ, то здесь от Чивидале осталось три музыкальных пьесы рондо, три вирелэ и одна баллада. Все светские произведения, за исключением баллады, написаны на французском. Баллада