Родился 26 февраля 1671 в Лондоне в доме своего деда, знаменитого лорда-канцлера в царствование Карла II.
Получил домашнее образование под присмотром Джона Локка (в 1686-1689), который был личным секретарем хозяина дома. Учился в Уинчестере. В 1695 стал членом палаты общин от Пула, находившегося под контролем вигов. По состоянию здоровья был вынужден оставить должность и посвятил себя главным образом за
нятиям философией. Провел год в Роттердаме, где вступил в дружеские отношения с швейцарским протестантским теологом Ж.Леклерком, автором Исторического и критического словаря Пьером Бейлем и голландским теологом Ф.ван Лимборхом. В 1699 унаследовал титул и место в палате лордов, однако почти не приним
ал участия в политической жизни, поскольку вскоре после восхождения на трон королевы Анны партия тори вернулась к власти, а состояние здоровья Шефтсбери вновь ухудшилось.
В 1704 лондонский свет был взбудоражен прибытием в Англию группы французских крестьян, фанатичных протестантов, покинувших роди
ну после отмены Нантского эдикта. Раздавались требования о преследовании этих 'французских пророков', однако Шефтсбери в Письме об исступлении (Letter Concerning Enthusiasm, 1708) предложил вместо этого выставить фанатизм на посмешище. Его учение о насмешке как наилучшем способе проверки истиннности
утверждений поставило под сомнение серьезность его идей; подозрение не смогла рассеять и работа Шефтсбери Общее чувство: опыт о свободе остроумия и чувстве юмора (Sensus Communis: An Essay on the Freedom of Wit and Humour, 1709).
В 1711 Шефтсбери отправился на юг, в Неаполь. В Италии он пров
ел два года и за это время переработал трехтомный труд Характеристики людей, манер, мнений и времен (Characteristicks of Men, Manners, Opinions, Times, v. 1-3, 1713, впервые опубликованный в 1711, но в новом издании содержавший ранние и имеющие самостоятельное значение эссе) и написал ряд других раб
от. Он также сделал наброски Рассуждения об искусствах: живописи, скульптуре и т.д. (Discourse on the Arts of Painting, Sculpture, etc.). Умер Шефтсбери в Неаполе 15 февраля 1713.
В основе философии Шефтсбери, иногда называемой деизмом, лежит представление о природе как гармоническом целом, свид
етельствующем о ее божественном происхождении. Добродетель и красота суть воспроизведение гармонии, обнаруживаемой человеком в природе. Для их постижения требуется особое чувство, выступающее посредником между разумом и ощущениями. Шефтсбери первым употребил термин 'моральное чувство'. Добродетель,
подобно хорошему вкусу, можно развить упражнением, однако она присуща человеку от природы и берет начало в естественных привязанностях. Этот оптимистический взгляд, шедший вразрез с идеями Томаса Гоббса и многих религиозных ортодоксов, оказал влияние на Болингброка, а через него на А.Попа и его Опыт
о человеке, а также на Колриджа. Шефтсбери был учеником кембриджских платоников и пытался сохранить дух платонизма в эпоху, когда господствующее положение занимал эмпиризм его учителя Локка. Шефтсбери рассматривал поэта как 'Прометея под властью Юпитера' и природу как произведение искусства, сотвор