Австро-венгерский политик хорватского происхождения, публицист и писатель. Активный деятель движения за независимость Хорватии, один из основателей Хорватской партии права. Писал на экавском диалекте сербохорватского языка (в настоящее время экавский диалект используется исключительно в Сербии), стремился к тому, чтобы экавский диалект лёг в основу единого языка. Наряду с политической деятельностью известен как публицист. В современной Хорватии нередко именуется «отцом отечества» (хорв. otac domovine).
Осенью 1845 года окончил гимназию в Загребе, затем семинарию в Сени, затем изучал богословие в Пеште (ныне — часть Будапешта). В 1846 году получил почётную степень доктора философии в Пештском университете. После этого принимает решение отказаться от карьеры священника и посвятить себя политике, увлекается идеями независимости Хорватии. Неудачно пытается получить место преподавателя в Загребском университете, после чего работает в адвокатской конторе г. Шрама до 1861 года. В том же году избран главным нотариусом Риекской жупании, а также депутатом хорватского Сабора от Хрелин-Гробниковского уезда.
26 июня 1861 года вместе с другим депутатом — Эвгеном Кватерником — представил на заседании Сабора программу, декларирующую наделение Хорватии правами широкой автономии в составе Габсбургской монархии (на тот момент Хорватия была разделена на несколько частей). 26 июня 1861 года принято считать днём основания Хорватской партии права.
В 1862 году депутатские полномочия Старчевича были прио
становлены, и как «противник существующего строя» он месяц находился в заключении. Вновь избран депутатом Хорватского сабора в 1865 году от пятого загребского округа, а в 1871 и в 1878 гг. — от Риеки.
Старчевич, в отличие от ряда известных хорватских деятелей, например, Йосипа Елачича, рассматривал Габсбургскую монархию не как защитника хорватского народа от посягательств венгерских националистов, а как противника хорватской независимости. Также выступал против позиции церкви, которую обвинял в отсталости населения и в прислуживании иностранцам (австрийцам и венграм). Считал, что суверенитет хорватского народа происходит от него самого, а не от поставленного над ним «Божьей милостью» монарха. Под влиянием идей Французской революции боролся против пережитков феодализма и за демократизацию общественной жизни. В политике опирался на горожан, зажиточное крестьянство и интеллигенцию. Во второй половине XIX века Старчевич был одним из наиболее последовательных борцов за расширение гражданск
х прав и политических свобод.
В 1863 году попал в заключение, а после того, как был выпущен из тюрьмы, вновь работал в администрации Шрама до октября 1871 года. После восстания Кватерника в Раковице был опять арестован, а Хорватская партия права — распущена. В 1878 году избран депутатом Сабора, и находился в этой должности до своей смерти в 1896 году. Клерикалы нападали на Старчевича, называя его бунтовщиком, атеистом и антихристианином.
Был сторонником единства южных славян, однако считал, что единым наименованием единого народа должно быть слово «хорват», а не «ненародное» слово «серб». Однако, когда оказалось, что большинство не поддерживает требование о едином наименовании южных славян, Старчевич согласился с этим. В письме от 23 марта 1883 года он писал:
Главное, что все стараются ради народа и родины, и пускай называются, как им нравится…
Похоронен согласно завещанию в церкви св. Мирка в загребских Шестинах, памятник ему создал известный хорватский скульптор Иван Рендич