Популярные личности

Антанас Кучас

литовский художник.
Категория:
Гражданство:
Литва
Биография

Биография

В детстве возникла у Антанаса тяга к искусству, с детства появилась мечта о поприще художника. После окончания Биржайской государственной гимназии он учился в Каунасской художественной школе на отделении графики.


В художественную жизнь Кучас включился рано. С 1934 года он—неизменный участник выставок, на которых его первые графические работы («Глашатай», 1934; «Сваты», 1936; «Рупинтоелис», 1937) не остались незамеченными.

Выходец из деревни, он хорошо знал ее жизнь, поэтому тема села стала главенствующей

в его творчестве. Тоска, бедность, запустение зеркально отражаются в ранних произведениях художника, в графическом языке которых проступают угловатость, неуверенный ритм линий («Село», 1939).

По-настоящему талант Кучаса проявился в области художественного оформления книги.

Книжная иллюстрация

в Литве явно обогатилась с обращением к ней Кучаса, создавшего классические листы книжной графики. Задача оформления книги понималась им как создание цельного художественного организма. Художник «переводит» литературное произведение, воспроизводя смысл книги на другом—графическом—«инструменте». Над

книгой Айшбе «Бричка» он начал работать еще студентом художественной школы и закончил работу лишь в 1946 году. Выбор книги был не случайным, истоки творчества Кучаса уходят в глубины литовской жизни, ее природы, традиций народного искусства. Художнику захотелось воссоздать дух прошлой эпохи, быт ста

рой деревни, воспроизвести в гравюрах добродушный строй повествования. Лаконичная, декоративная трактовка иллюстраций соответствует немногословию рассказа. Жизнь старой литовской деревни воспроизвел художник и в иллюстрациях к книгам Ю. Жемайте «Сноха» и В. Кревэ «Бабушкины беды». Для каждой книги К

учас находит соответствующие образные средства, будь то книга П. Цвирки «Закат солнца в Никском уезде», «Сборник литовских народных песен» Б. Сруоги, «Сочинения» С. Нерис, сборник «Литовская советская поэзия», монографии о художниках или многочисленные альбомы. Своеобразному решению каждой книги спо

собствует использование орнамента, его образной силы. Художник не копирует, а трактует орнамент творчески, с тем же чувством красоты, меры и вкуса, которые характерны для народного искусства. Разнообразны градации образной выразительности орнамента—лирические, эпические, символические.

Кучас — пр

екрасный мастер шрифта: он создал множество своеобразных его образцов. Шрифт в работе художника никогда не используется самоцельно, а «вплетается» в иллюстрацию, плакат, экслибрис. Широки технические возможности художника. К излюбленной технике гравюры на дереве прибавились линогравюра («Художник на

природе», 1943), акварель и рисунок («Врата Каунасского кафедрального собора», 1947), офорт («Вильнюс зимой», 1953), цветная линогравюра («Первый снег. Вильнюс. Улица Шевченко», 1958). Стремительная, раскованная манера все чаще стала приобретать классическую ясность и легкость.

Кучас много путеш

ествует, результатом чего становятся циклы: «Крымские пейзажи» (1948), «Кавказские виды» (1954), «Виды Китая» (1958). В блокноты—«По Литве», «По Хосте», «По Вильнюсу» жадный на впечатления, зоркий художник, волнуясь и спеша, заносит мимолетные впечатления. Отсюда и новые, «быстрые», средства исполне

ния—тушь, графит, фломастер. Живую эмоциональную реакцию мастера вызывают то ландшафт («Виды Тракая», 1962), то впечатления от природы («Туман над озером. Галстас», 1965), то душевное состояние («Осень приближается», 1962).

С 1959 года Антанас Кучас—заслуженный деятель искусств Литовской ССР. Пре



Поделиться: