Дебютировал как постановщик в кино в 1942 (черная комедия «Убийца живет в 21-м», L'assassin habite au 21). Но настоящий общественно-политический скандал вызвала его вторая лента «Ворон» (Le Corbeau, 1943), обвиненная в оскорблении французской нации.
КЛУЗО (Clouzot) Анри-Жорж (20. 11. 1907 — 12. 01. 1977), французский режиссер, сценарист, продюсер.
Изучал право, был журналистом. С 1931 — ассистент режиссеров А. Литвака и Э. А. Дюпона, сценарист шести фильмов. Был режиссером в театре. Дебютировал как постановщик в кино в 1942 (черная комедия «Убийца живет в 21-м», L'assassin habite au 21). Но настоящий общественно-политический скандал вызвала его вторая лента «Ворон» (Le Corbeau, 1943), обвиненная в оскорблении французской нации.
С тех пор этот мастер кино, остававшийся национально своеобразным, несмотря на использование приемов англо-американских детективов и триллеров, получил широкое признание именно в США. Спустя два месяца после его кончины в результате тяжелой и продолжительной болезни, Клузо посмертно был награжден почетным «Сезаром».
Несмотря на усилия режиссеров М. Карне, К. Отан-Лара и М. Л'Эрбье добиться в 1946 реабилитации для «Ворона» неудалось, он оставался фактически запрещенным во Франции вплоть до постреволюционного 1969, когда был выпущен в широкий прокат и словно оказался самой последней работой Клузо, представленной зрителям — поистине предостерегающим завещанием мастера.
Режиссер имел редкий талант обнаружения скрытой энергии повествования — его ленты можно уподобить не обычным бомбам замедленного действия, а, допустим, нитроглицерину в бочках, который везут, рискуя жизнью, водители в «Плате за страх» (Le salaire de la peur, 1952, главные премии на МКФ в Канне и в Западном Берлине, 1953).
Его фильмы страшны в еще меньшей степени, чем эксперименты А. Хичкока на тему виновности и невиновности отдельного индивида (правда, у Клузо в триллере 1955 «Дьявольские души» (Les Diaboliques) есть пара кадров, вызывающих внезапный ужас), но они столь же способны потрясти психику из-за проникновения в глубины человеческих пороков.
Знаменательно, что после прекращенного «Ада» режиссер в середине 60-х годов задумывал ленту «Зло» — о фотографе, который обнаруживает преступление, являющееся словно дьявольским знамением. Но уничтожил сценарий, узнав о появлении «Фотоувеличения» М. Антониони. Впрочем, этот мотив был заявлен им еще в 1947 в криминальной драме «Набережная Орфевр» (Quai des Orfevres, фильм отмечен премией МКФ в Венеции), где есть женщина-фотограф, занимающаяся исполнением заказов для людей с перверсиями.
С женой - Верой Амаду они прожили десять счастливых лет в браке, и этот период был наиболее плодотворным для режиссера, поставившего в 50-е годы пять фильмов, а Вера Клузо сыграла в трех из них — «Плата за страх», «Дьявольские души» и навеянной Ф. Кафкой ленте 1957 «Шпионы» (Les espions), а в судебной драме «Истина» (La verite, 1960) являлась соавтором сценария. В честь нее была названа также и основанная ими кинофирма. А пятая картина этих лет стала экспериментальной, снятой, казалось бы, в жанре кинонаблюдения за Пабло Пикассо, с которым Клузо был дружен более двадцати лет.
Конечно, «Тайна Пикассо» (Le mystere Picasso, 1956, специальный приз на МКФ в Канне; в 1984 французское правительство объявило этот фильм национальным достоянием), понравившаяся и самому художнику, не возникла бы без изобретения уникальной техники рисунка, видимого с обратной стороны холста, позади которого, не мешая Пикассо, была установлена камера.
Вероятно, Клузо и не снимал ничего другого, кроме историй о настойчивом стремлении человека к вечно ускользающей Истине.