Коанда создал 'Coandă-1910', экспериментальный самолет на реактивной тяге. Обнаружил гидродинамический эффект, названный эффектом Коанды. Разработал устройство для обнаружения жидкостей под землей, полезное в разведке нефти. Систему для морского бурения. Дизайн 'летающей тарелки' и огромное количество других изобретений.
Румынский ученый, пионер аэродинамики и первооткрыватель эффекта Коанды.
Анри Мари Коанда, второй ребенок в большом семействе, родился в Бухаресте (Bucharest) 7 июня 1886-го. Его отец был профессором математики в Национальной школе мостов и дорог (National School of Bridges and Roads). Его мать - дочкой французского врача Гюстава Дане (Gustave Danet). Предаваясь воспоминаниям о детстве, Коанда отмечал, что его очень волновала сила ветров.
Коанда начал обучение в Национальном коллеже святого Саввы (Saint Sava National College), но через три года, в 1899-м, его отец, решивший превратить сына в военного, отослал Анри в Военное училище в Яссы (Military High School, Iaşi). По окончанию училища в 1903-м Коанда в звании сержант-майор продолжил образование в бухарестской Школе артиллерийских, военных и флотских инженеров (School of Artillery, Military, and Naval Engineering). В 1904-м он поступил в немецк
ую Высшую техническую школу в Шарлоттенбурге (Technische Hochschule, Charlottenburg).
Получив ранг артиллерийского офицера, Коанда все же больше был увлечен техническими проблемами полета. Воздухоплавание увлекло его настолько, что в 1905-м он построил для румынской армии самолет-снаряд. Свои исследования Анри продолжил в бельгийском Институте Монтефиоре в Льеже (Montefiore Institute, Liège), где познакомился с авиационным инженером Джанни Капрони (Gianni Caproni). В 1908-м он вернулся в Румынию (Romania), где ему было позволено покинуть армию.
В 1909-м Коанда отправился в Париж (Paris), где поступил в Высшую национальную школу инженеров и авиаконструкторов (École Nationale Superieure d'Ingenieurs en Construction Aéronautique). Через год, во время работы в мастерской Капрони, Коанда построил модель самолета 'Coandă-1910' с 4-цилиндровым поршневым двигателем, нагнетающим воздух в кам
еры сгорания. В этих двух камерах воздух смешивался с топливом и сгорал. Таким образом, Анри разработал технологию реактивной тяги, которую сначала запатентовал во Франции (France), а затем в Великобритании (Great Britain) и Швейцарии (Switzerland).
В октябре 1910-го самолет 'Coandă-1910' взмыл в воздух на глазах большой толпы. За штурвалом находился сам Анри. Чтобы защитить хвост от выхлопов, Коанда использовал закругленные дефлекторы. В воздухе дефлекторы отклонили пламя из двигателя на хвостовое оперение. Самолет потерял управление и врезался в амбар. Согласно легенде, такой поворот событий заставил изобретателя задуматься, после чего он открыл 'эффект Коанда'.
С 1911-го по 1914-й Анри был техдиректором компании 'Bristol Aeroplane Company' в Великобритании. За это время он разработал несколько аэропланов, известных под общим названием 'Bristol-Coanda Monoplanes'. В 1915-м Коанда опять прибыл во
Францию, где работал над созданием трех различных моделей поршневых самолетов. Одной из них стала модель 'Coandă-1916', с пропеллерами, установленными в непосредственной близости к хвосту.
В промежутке между Первой и Второй мировой Коанда не прекращал путешествовать и изобретать. В 1934-м он получил патент на 'эффект Коанда' во Франции. В начале 1930-х он заложил основы для создания дискообразного самолета 'Aerodina Lenticulara', так называемой 'летающей тарелки', но проект не был доработан. Во время Второй мировой Анри работал на оккупированной Франции на нацистов.
В 1969-м, в эпоху Чаушеску (Ceauşescu), Коанда вернулся в Румынию, где занимал пост директора Института научного и технического творчества (INCREST). В 1971-м ученый открыл инженерно-механический факультет в Бухарестском политехническом университете (Polytechnic University of Bucharest).
Он умер 25 ноября 1972-го, в Бухаресте.