Популярные личности

Анри Картье-Брессон

Французский фотограф
На фото Анри Картье-Брессон
Категория:
Дата рождения:
1908-08-22
Место рождения:
Шантлуп-ан-Бри департамент Сена и Марна, Франция
Дата смерти:
2004-08-03
Место смерти:
Монжюстен, Альпы Верхнего Прованса, Франция
Гражданство:
Франция
Читать новости про человека
Биография

Отец современной фотожурналистики

Французский фотограф, который считается отцом современной фотожурналистики. Он одним из первых принял на вооружение 35-мм фотопленку и скрытую камеру, поскольку ненавидел постановочную фотографию. Картье-Брессон оказал огромное влияние на развитие уличной фотографии, а через нее на поколения и поколения фотографов со всего мира.


Картье-Брессон родился 22 августа 1908 года в местечке Шантлуп-ан-Бри (Chanteloup-en-Brie), департамент Сена и Марна (Seine-et-Marne), Франция (France), и прожил очень долгую жизнь – 95 лет. Он был старшим из пяти детей богатого текстильного фабриканта, а его мать была из семьи торговцев хлопком, владевших землями в Нормандии (Normandy), где Анри провел часть своего детства. В детстве у него была простая и надежная камера 'Brownie', позже он экспериментировал с камерой 3х4 дюйма.

Его родители относились к увлечению сына фотографией гораздо более либерально, чем родители многих его сверстников, и оказывали Анри финансовую поддержку. И хотя он был воспитан в довольно строгой французской буржуазной манере, и его отец надеялся, что сын продолжит руководство семейными предприятиями, у Анри оказалось достаточно характера, чтобы отказаться от такой перспективы. Он учился в католической школе École Fénelon, которая готовила своих учеников к поступлению в знаменитый лицей Lycée Condorcet; начал было учиться музыке, но быстро бросил, и дядя, талантливый художник, познакомил его с живописью.

В 1927 году 20-летний Картье-Брессон стал студентом академии Lhote Academy, парижской студии знаменитого кубиста и скульптора Андре Лота (André Lhote), который вел широкую преподавательскую деятельность. Кроме того, он учился у портретиста Жака Эмиля Бланша (Jacques Émile Blanche). Тогда же, в 20-е годы, по всей Европе стали возникать школы фотографии, причем каждая со своим подходом. Грянула настоящая 'фото-революция', лозунг 'Ломайте традиции, показывайте вещи такими, какие они есть' захватил молодые умы, и собственный стиль Карье-Брессона сложился и окреп в этом бушующем море культурных и политических перемен. Увы, впоследствии он уничтожил большинство своих ранних работ, поскольку считал, что они в недостаточной мере выражают то, чем ему хотелось поделиться.

С 1928 по 1929 год Анри изучал английский язык, литературу и искусство в Кембриджском Университете (University of Cambridge), а в 1930 отслужил в армии.

В 1929 он познакомился с богатым американцем Гарри Кросби (Harry Crosby) и его женой Каресс (Caresse). Каресс стала любовницей Анри, но в 1931 году она его бросила, оставив с разбитым сердцем. Так или иначе, именно этому знакомству

Картье-Брессон обязан более глубоким увлечением фотографией. Залечивая сердечные раны, он окончательно бросил живопись и сбежал в колониальную Африку (Africa), где жил охотой – позже он говорил, что охота помогла ему отработать многие навыки, пригодившиеся в фотографии.

В Африке Анри чуть не убила малярия. Он был настолько болен, что составил инструкцию к собственным похоронам и отправил ее деду, попросив похоронить его в Нормандии, на краю леса, в котором играл мальчишкой, под струнный квартет Дебюсси (Debussy). Ему ответил дядя, написав, что дед счел все это мероприятие слишком дорогим, и было бы лучше, если бы Анри сначала вернулся домой, а потом уже умер. И он вернулся, обосновавшись в Марселе (Marseille) в конце 1931 года. Это перевернуло его жизнь.

В Марселе Картье-Брессон увидел фотографию венгерского фотожурналиста Мартина Мункачи (Martin Munkacsi) – три обнаженных негритенка, почти силуэты, бегущих по берегу озера Танганьика (Lake Tanganyika). По словам Картье-Брессона, он просто не мог поверить, что камера может поймать такой момент. И он взял камеру и просто вышел на улицу. В Марселе Анри купил свою первую 'Лейку', которая долгие годы сопровождала его в путешествиях. Он фотографировал в Берлине (Berlin), Варшаве (Warsaw), Праге (Prague), Будапеште (Budapest) и Мадриде (Madrid).

В 1932 состоялась его первая выставка в Нью-Йорке (New York), еще через пару лет журналы дрались за право публиковать его фотографии. Во время Второй мировой войны Анри воевал, попал в плен и провел в лагере для военнопленных три года, потом бежал, выкопал свою старенькую 'Лейку' и жил по фальшивым бумагам, не забывая документировать события оккупации. Интересно, что к концу войны Америки достигли слухи, что Картье-Брессон погиб, и Музей современного искусства (MoMA) подготовил 'посмертную' выставку его работ.

Слава пришла к Анри в 1948, когда он освещал похороны Ганди (Gandhi) в Индии (India) и последние события гражданской войны в Китае (China) в 1949. В 1952 он опубликовал книгу 'The Decisive Moment', которая и по сей день считается одной из самых влиятельных книг по фотографии. Он также стал первым западным фотографом, совершившим относительно свободное путешествие по послевоенному Советскому Союзу (Soviet Union).

Его не стало 3 августа 2004 года



Поделиться: