В минувшее воскресенье в Михайловском театре Петербурга прошла мировая премьера долгожданного фильма Сергея Соловьева "Анна Каренина", главные роли в котором сыграли Татьяна Друбич, Олег Янковский и Ярослав Бойко. Музыку к картине написала дочь Соловьева и Друбич, 24-летняя пианистка и композитор Анна Соловьева. Она же сыграла дочку Алики в ленте "2АССА2" и ответила на вопросы Анны Фединой (Vogue, специально для "Недели" ).
вопрос: О чем в первую очередь просил вас Сергей Александрович, заказывая музыку для "Анны Карениной"?
-ответ: А он мне ее не заказывал. Он вел переговоры с другими композиторами, но дело не двигалось, а ему нужно было снимать сцену бала, где Каренина влюбляется во Вронского. И папа попросил меня написать вальс, чтобы в нем была и драма, и романтика, такая смесь Прокофьева с Чайковским. Он объяснил, что это нужно исключительно для съемок, чтобы актерам было подо что двигаться и чтобы у них создалось правильное настроение.
Потом он попросил для другой сцены написать мрачный, трагический вальс, а для эпизода в Венеции - музыку в итальянском стиле. И так пошло-поехало: я просто писала музыку к отдельным сценам, а оказалось, что сочинила всю партитуру. Причем я сомневалась до последнего момента, все думала, что мои сочинения в фильм не войдут. И только посмотрев рабочую версию картины, поняла, что музыка там все-таки моя.
в: Когда вы начали писать музыку?
-о: Как раз на "Анне Карениной" и начала. Я по первому образованию пианистка и однажды что-то импровизировала на рояле, а папа вдруг говорит: "О, это хороший кусок, сделай-ка из него вальс".
в: Продолжать композиторскую карьеру собираетесь?
-о: Да, я написала часть музыки к картине "2АССА2", а также к еще одному папиному фильму "Одноклассники" (в прокат выйдет осенью, параллельно "Анне Карениной" и продолжению "АССЫ". - "Неделя") и вообще я сейчас заканчиваю в Мюнхене отделение композиции кино. По-моему, это очень интересное и загадочное дело - угадать, что хочет сказать режиссер, и музыкой расставить точные акценты.
в: Свой первый успех в качестве пианистки помните?
-о: Наверное, это была полька из "Детского альбома" Чайковского... Мне тогда лет шесть было, и я, помнится, ее очень хорошо сыграла. Я тогда училась в школе при консерватории. Нет, вру, все-таки первый успех - это когда я сыграла в Большом зале с оркестром. Мне было лет, кажется, двенадцать.
в: Мысли стать актрисой у вас не возникали?
-о: Нет, кино меня никогда не привлекало, потому что я выросла на съемочной площадке, и для меня в этой работе не было ничего загадочного. Мне в актерской профессии не хватало живости, адреналина: не получилось с первого дубля, переснимаем - и так до тех пор, пока режиссер не останется доволен. И если в группе все профессионалы, на экране ты все равно будешь выглядеть хорошо.
в: Говорят, что Сергей Александрович даже не спрашивал, хотите ли вы сыграть дочь Алики в продолжении "АССЫ". Правда?
-о: Да, я просто была поставлена перед фактом. Мне назвали дату и сказали, что в этот день я должна оказаться на съемочной площадке. Я приехала и стала сниматься, но при этом держала в голове корыстную мысль: я хотела написать фоновую музыку к "2АССЕ2" (песни для картины писали Сергей Шнуров и Катя Волкова), и мне нужно было проникнуться атмосферой этого фильма. Никакая актерская работа меня не интересовала и до сих пор не интересует.
в: Перед коллегами по съемочной площадке Юрием Башметом и Сергеем Шнуровым вы не робели?
-о: Нет, мы же все в актерской профессии дилетанты, так что на площадке мы были на равных. Вот если бы мне довелось сниматься с Олегом Ивановичем Янковским, я бы чувствовала себя иначе. А что касается музыки, то каждый из нас занимается своим делом в своем жанре, и никто никому своего мнения не навязывает. Другой вопрос, что совместить графики Башмета, Шнурова и Волковой настолько сложно, что съемки назначались в последний момент и, как правило, ночью. Мы приезжали с самолета уставшие, нервные и не способные произнести ни одной сколько-нибудь связной фразы. К счастью, папа какими-то шутками и прибаутками умудрялся сделать так, чтобы мы на площадке расслабились и вели себя естественно. А большего от нас и не требовалось. В сценарии наши герои были прописаны так, чтобы быть максимально похожими на нас настоящих.
в: С папой трудно работать?
-о: И да, и нет. Он требовательный, зато всегда знает, чего хочет, и, главное, может это объяснить. А то нередко режиссеры приходят к тебе со сценарием и просто говорят: "Мне нужна тема главного героя". Опять же мы с папой сходимся в том, что музыку в картине должно быть слышно. Музыка в качестве фона - это понятно, но должны быть моменты, когда она выходит на первый план.
в: Знаменитая фамилия вам помогает?
-о: В Германии она, к счастью, никому ни о чем не говорит. А в Москве знаменитая фамилия мешала очень. Страшно обидно было, когда на все мои успехи, которых я добивалась огромным трудом, люди отвечали: "Ну понятно, она же дочка Друбич". Отчасти поэтому я и уехала в Германию.
в: Самостоятельная жизнь в Мюнхене легко вам далась?
-о: Нет. Я в общем-то очень домашний ребенок, привыкла к семье, бабушке, друзьям, даче. А тут абсолютно одна, в чужой стране. Первые полгода было одиноко до слез, потом привыкла, появились новые друзья, и теперь я довольна, что уехала: в России я бы столько опыта не получила. Хотя я и сейчас, прожив 8 лет в Германии, каждый день звоню домой, очень скучаю и стараюсь хотя бы раз в месяц выбираться в Россию.
в: Чем зарабатываете на жизнь?
-о: Даю концерты, пишу музыку на заказ. Недавно вот была халтура: некий бизнесмен заказал мне колыбельную к рождению дочери. Он прислал мне текст, а я написала музыку. Смешно, конечно, но в этом тоже что-то есть - музыка для только что родившегося ребенка должна быть простой, приятной и при этом успокаивающей.
в: Как этот заказчик вас нашел?
-о: Ему меня посоветовали как "девушку, которая пишет музыку и относительно Игоря Крутого берет за это весьма скромные деньги". (Смеется ).
в: Где собираетесь жить после того, как закончите учиться?
-о: Сложный вопрос. Я так привыкла к переездам, что не представляю себе оседлой жизни. Мне нужно движение, так что, видимо, буду жить на два дома.
в: Даже рождение дочери вас не изменило?
-о: Пока нет. Конечно, сейчас, когда я беседую с вами, а она осталась дома с моей бабушкой, я думаю: "А как там у нее дела? Положили ли ее спать?" Но я все равно живу между Москвой и Мюнхеном, а она мотается вслед за мной. Сейчас ей четыре месяца, и она терпеливо относится к переездам. Что будет дальше, посмотрим.
Экранизировать "Анну Каренину" Сергей Соловьев мечтал давно, но проект оказался долгостроем, не хуже германовского "Трудно быть Богом". Когда в очередной раз у продюсеров кончились деньги, режиссер решил снять потенциально более кассовый сиквел "АССЫ", объединив его с "Карениной" в дилогию.
Два фильма осенью наконец-то выйдут в прокат. Парой. Сначала, видимо, "2АССА2", в которой отсидевшая в тюрьме Алика становится актрисой и снимается в "Анне Карениной". У Алики есть дочь, влюбленная в альтиста (Юрий Башмет), а сам музыкант питает нежные чувства к маме. А у убитого Крымова осталась дочь, возглавляющая бандитскую группировку и мечтающая отомстить Алике. За дух времени в фильме отвечают Сергей Шнуров и Катя Волкова, а еще приставленная к чужому телу голова Банана в качестве многозначительной и весьма красноречивой метафоры.
В отличие от фантасмагоричной "2АССЫ2" "Анна Каренина" прикидывается старомодной. Даже пленку Сергей Соловьев с оператором Сергеем Астаховым обработали так, чтобы картинка стала нежно-расплывчатой, будто в первом цветном кино. К сожалению, этот стилистический прием в фильме не единственный. В "Анне Карениной" монтажные склейки временами обрывают героев на полуслове, фон становится неразличимо мутным, а иногда и вовсе луч света выхватывает из темноты только глаза и ноздри Друбич.
Все эти красоты только замедляют действие и отвлекают зрителя от главной драмы: Карениной у Соловьева не посчастливилось влюбиться. Ее любовь действительно беда. Потому что Вронский в исполнении Ярослава Бойко настолько некрасив, необаятелен и груб, насколько благороден, умен и деликатен Каренин-Янковский.
Ответить на вопрос, почему Анна предпочитает первого второму, Соловьев не смог, а потому просто расписался в загадочности женской души...