Анна Остроумова не числилась в среде петербургских красавиц начала прошлого века. В этом и сегодня может убедиться всякий, взглянув на ее портрет работы Сомова, написанный ровно сто лет назад. Но она была чертовски талантлива. Это отмечали все, кто ее учил, – Репин, Матэ, Уистлер. Бенуа объявил ее чувство стиля и тонкий вкус безукоризненными. А еще она была великой труженицей, и постоянство, верность являлись неотъемлемыми чертами ее характера.
Молодой ученый-химик Сергей Лебедев – будущий создатель первой в мире партии полученного промышленным способом искусственного каучука – женился на Остроумовой, когда той было уже тридцать пять. И не прогадал: Анна Петровна оказалась прекрасной женой, к тому же именно она после ранней смерти мужа сде
лала все, чтобы увековечить его память.
Однолюб по жизни, Остроумова-Лебедева не пожелала уехать из родного Питера ни после 25 октября 1917 года, ни после 22 июня 1941-го. В безумстве сталинского террора и ужасах блокады ее спасали не только привилегированное положение Сергея Васильевича, но
и собственное счастливое умение жить исключительно творчеством.
Вокруг пугающе множились сперва контрреволюционеры, затем "враги народа", потом рвались бомбы и снаряды, голод и холод сковывал пальцы… А она с завидным упорством писала акварелью, возрождала в России искусство черно-белой гравюры, с
оздавала, по сути заново, приемы и образный строй цветной ксилографии. Выборгскую сторону регулярно обстреливали, дров в квартире оставалось только до начала зимы, половина окна в мастерской была заколочена фанерой, и очередную доску, которую она резала, все время приходилось переносить по столу вме
сте с лучом скупого осеннего солнца.
За полвека Остроумова-Лебедева создала немало. Но большинство ее работ словно вне времени. На портретах – муж, друзья, коллеги... На пейзажах – архитектурные и скульптурные шедевры старого Петербурга. Ни намека на бурные события жестокой эпохи. Это воистину чи
стое искусство.
"Чистое искусство" в советской критике, как известно, было понятием бранным. Но в творчестве советской художницы Остроумовой-Лебедевой социальная отстраненность как бы не замечалась. Критика ограничивала себя рассуждениями о любви автора к русской природе и любимому городу.
Анн