В спектакле «Инопланетяне», который идет на сцене московского театра «Бенефис», одну из ролей играет художественный руководитель этого театра Анна Михайловна Неровная, заслуженная артистка России и заслуженный деятель искусств России. Глядя на ее заразительную игру, испытываешь двойное чувство: досаду от того, что эта прекрасная актриса так редко выходит на сцену, и уверенность в том, что и в роли художественного руководителя Анна Михайловна явно преуспела, создав двадцать лет назад этот театр.
Анна Михайловна, вашему театру «Бенефис» исполняется двадцать лет. Какой спектакль вы подготовили в качестве подарка зрителю?
– Это спектакль «Ангел» по пьесе Вампилова «Двадцать минут с ангелом». Этот спектакль для меня тоже подарок, потому что рождался очень трудно. Спектакль все время был на
грани срыва: кто-то заболевал, кто-то навсегда уходил в кино, кто-то в декретный отпуск. В октябре состоялась премьера, и благодаря мощной теме, заложенной автором и раскрытой нами, мне кажется, спектакль получился, но самое главное – как играют актеры! На VI Международном театральном форуме «Золот
ой витязь» он был удостоен Серебряного диплома. И у нас уже есть предложение участвовать с этим спектаклем в другом международном фестивале. Поэтому я считаю, что «Ангел» стал подарком и актерам, и театру, и зрителям. Когда в театре что-то настоящее рождается, то это большая радость для всего коллек
тива.
Вам все спектакли дороги или есть любимые?
– Понимаете, они все разные. Что-то мне нравится, что-то мне доставляет радость от спектакля к спектаклю. Какой-то спектакль особенно любят зрители. Есть работы, которые меня греют, а что-то и не получилось. И дело, может быть, во мне, а може
т быть, и в человеческом факторе. Может быть, распределение не точное сделала. Это бывает. В нашем театре работает в основном молодежь, если в труппе нет актеров нужного возраста или амплуа, мы приглашаем из других театров.
У каждого свои проблемы. В других театрах ветеранов сцены больше, чем
ролей. Что делать актерам, которым за шестьдесят?
– Это беда. Пьес, в которых задействованы взрослые актеры, очень мало. В основном они рассчитаны на молодых. В нашей труппе артистов старшего поколения только трое. Вот вы видели меня в спектакле «Инопланетяне» в роли Матери. На самом деле я не со
биралась выходить на сцену и пригласила на эту роль актрису другого театра. Но по ряду причин она не смогла участвовать в нашем спектакле, и роль Матери пришлось играть мне. Правда, я очень быстро «приросла» к этой роли.
Я знаю, что вы работаете над Булгаковым.
– Да, мы репетируем «Веселую к
вартирку» по пьесе «Зойкина квартира». Наше пространство, в котором мы все живем, – это и есть «веселая квартирка». Смех сквозь слезы. Ну такой трагифарс. Есть любопытный проект. Англичанин предложил нам поставить пьесу «Черви», написанную английским авангардным драматургом. Это дарвиновская тема, и
, вероятнее всего, спектакль будут ставить в дарвиновском музее. Предложение для нас интересное и неожиданное, в каком-то новом формате. Интересно иногда и экспериментировать. Этот проект, я надеюсь, состоится. В Англии такой спектакль уже есть. Думаю, мы сможем обменяться с англичанами и покажем св
ой спектакль в Англии, а наш российский зритель увидит английскую постановку.
Вы строгий худрук?
– Да, без этого невозможно. Поймите, когда все расхлябано и расслаблено, народ разбегается, не любит этого – значит, руководитель не уверен в себе, и в любой момент все может развалиться. Все люб
ят крепкую руку, чтобы все было сцеплено, все работало и чтобы все были защищены. Это точно. И в то же время я иду всем навстречу, вхожу в положение: отпускаю актеров сниматься, помогаю в каких-то вопросах, в жизненных ситуациях. Есть задачи, которые мы решаем вместе, но тем не менее мои решения для
них закон. И для артистов, и для цехов, и для всех отделов. В нашем театре нет ни скандалов, ни конфликтов. Режиссер – это прежде всего психолог. Я, наверное, интуитивно отбираю людей. И если вижу, что артист по разным обстоятельствам или человеческим качествам не вписался в наш коллектив, я с ним
расстаюсь. В жизни все не так просто, как нам кажется.
Что вы сами себе пожелаете в день рождения театра?
– Я бы хотела, чтобы нам построили новый театр и мы все увидели бы наши новые стены. В 2005 году мы вошли в план реконструкции квартала, но осуществится он не раньше 2010 года. Это будет
отдельное здание с залом мест на четыреста, расположено оно будет на центральной магистрали. Хотя я и это здание не отдала бы, потому что, во-первых, хотелось бы при театре открыть детскую студию, а во-вторых, я люблю камерное пространство. Но актерам нужны большие пространства, потому что это друг