Пока я жива, я всегда буду благоговеть перед Вами, как перед великим художником и человеком, давшим мне возможность жить… Ваша ученица Анна Голубкина.
Анна Семеновна Голубкина (1864–1927) родилась и выросла в Зарайске, в семье, несколько поколений которой занималось огородничеством. До двадцати с лишним лет она не помышляла об искусстве. Решение стать художником и жажда профессионального образования привели ее в Московское училище живописи, ваяния
и зодчества, затем – в петербургскую Академию художеств, и, наконец, в Париж, в студию Филиппа Коларосси. В 1897 году в Париже произошло ее знакомство с Огюстом Роденом, который согласился давать ей консультации. Приезжая в мастерскую Родена, Голубкина получала задания, которые выполняла самостояте
льно, а затем привозила на просмотр мастеру. Задания Родена в первый момент показались ей необычными, но потом захватили целиком. Роден поручал своим ученикам вначале выполнять не голову модели или фигуру целиком, а только отдельные части – этюды кистей рук, ступней, предлагая в них выразить характе
рное движение, настроение, пластику, присущую тому или иному человеку.
Однако вскоре Голубкина по собственной инициативе и вопреки рекомендациям Родена начала работу над “большой фигурой”. Эта работа – “Старость” – вместе с двумя другими произведениями была принята на Весенний Салон 1899 года и
удостоилась бронзовой медали Академии литературы и искусства Прованса. Для художницы это стало первым профессиональным признанием и началом самостоятельного творческого пути. Вернувшись в том же году в Россию, она начала активно работать самостоятельно. Ее искусство стало символом возрождения русско
й национальной скульптурной школы ХХ века.
В 1907 году А.С.Голубкина писала Родену: “До Вас все… говорили мне, что я на ложном пути, что нельзя работать так, как я... Вы не можете себе представить, какова была моя радость, когда Вы, лучший из художников, сказали мне то, что я сама уже чувствовал