Принцесса-аббатиса Кведлинбургская, принцесса Прусская; одна из десяти выживших детей Фридрих Вильгельма Прусского (Friedrich Wilhelm I of Prussia) и Софии-Доротеи Ганноверской (Sophia Dorothea of Hanover).
Родилась Анна Амалия в Берлине (Berlin); была она на 11 лет младше своего брата, будущего Фридриха Второго (Frederick II). Когда доведенный до отчаяния издевательствами отца Фридрих решился бежать из дома, Анне было всего 7 лет.
Фридрих и Анна очень любили музыку; увы, девочка смогла начать изучать музыку как следует лишь после смерти отца, который музыку не переносил.
Долгое время именно в мире музыки принцесса находила укрытие от жестокости окружающего мира. Большей частью детских переживаний Анна обязана именно отцу – тот отличался невероятной агрессивностью и в минуты гнева нередко таскал девочку за волосы по комнате.
Первые уроки музыки Анне давал брат – которого, в свою очередь, вдохновила на это куда как более культурная мать. Принцесса училась играть на скрипке, флейте и арфе.
Некоторое время Анна считалась вероятной кандидаткой на роль невесты кронпринца Швеции (Sweden); вместе с ней рассматривалась в этом качестве и её сестра, Луиза Ульрика (Louisa Ulrika). Брат девочек, впрочем, прекрасно понимал, что Луиза слишком амбициозна для того, чтоб стать достойной королевой в стране вроде Швеции – монархи которой на тот момент особой власти не имели. Действительно, Луиза была на редкость заносчивой, темпераментной и коварной; родственники прекрасно знали, что доверять ей не следует.
Анна Амалия была куда мягче и спокойнее – и, таким образом, выглядела куда более перспективным кандидатом на роль прусского агента влияния. Увы, окончательный выбор предстояло сделать представителям Швеции – и выбрали они Луизу.
В 1743-м Анна тайно обвенчалась с бароном Фридрихом фон дер Тренком (Friedrich von der Trenck) – человеком, чьи увлекательные похождения когда-то вдохновляли величайших писателей вроде Виктора Гюго (Victor Hugo) и Вольтера (Voltaire). Когда её брат, взошедший на трон еще в 1740-м, узнал о случившемся, он пришел в ярость; еще сильнее разозлило его то, что Анна Амалия уже успела забеременеть. Принцесса была сослана в Кведблинбургское аббатство (Quedlinburg Abbey) – место, куда многих прусских аристократок отправляли рожать внебрачных детей. Брак был аннулирован, а фон дер Тренк отправился на 10 лет в тюрьму. Интересно, впрочем, что все это ничуть не помешало Анне поддерживать переписку со своим возлюбленным до самой своей смерти.
В 1755-м Анна стала аббатисой Кведлинбургской; должность эта помогла ей существенно поправить свое материальное положение. Большую часть свободного времени принцесса проводила в Берлине; она все еще увлекалась музыкой и была довольно неплохим композитором и известным филантропом. В качестве композитора Анна прославилась в основном небольшими камерными произведениями – вроде трио, маршей, кантат, песен и фуг.
В 1758-м Анна начала изучать музыкальную теорию и композиторское дело более активно; наставником её стал Иоганн Филипп Кирнбергер (Johann Philipp Kirnberger), ученик самого Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach).
До наших дней дошло не так уж много творений Анны; есть основания полагать, что большую их часть принцесса уничтожила сама – судя по всему, к своей музыке Анна Амалия относилась довольно критично. Куда лучше сохранилась принадлежавшая принцессе коллекция старинной музыки – в нее входили работы Баха, Георга Генделя (George Frideric Handel) и еще целого ряда других известных музыкантов.