Архиепископ Владимирский и Суздальский (2.11.1859—янв. 1919), духовный писатель, деятель монархического движения.
Род. в семье дьячка. Окончил Екатеринослав. духовную семинарию и Моск. духовную академию (1885) со степенью канд. богословия. С 1886 преподаватель Херсонского духовного уч-ща и одноврем. с 1890 миссионер Херсонской епархии. С 1891 магистр богословия. С 1892 в Екатеринослав. епархии. В 1902 пострижен в монашество, назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии. В 1903 ректор Литов. духовной семинарии в сане архимандрита. В 1904 епископ Сумской, в 1905 - Елисаветградский: в том же году перемещен на кафедру епископа Чистопольского и одноврем. назначен ректором Казан, духовной академии. В 1910 утвержден в степени доктора церк. истории. С 1912 епископ Саратовский и Царицынский, с 1914 - Владимирский и одноврем. возведён в звание архиепископа.
После Февр. рев-ции 1917 Алексий опубликовал 18 марта в газ. "Новое Время" заметку с возражениями против отнесения его к поклонникам Г.Е. Распутина: "Распутина я никогда не видел и лично не был с ним знаком, никогда ни с какой просьбой к нему не обращался ни письменно, ни через третьих лиц. Но сам Распутин упорно домогался знакомства со мной, выступая предо мною ходатаем за разных лиц... Распутна и распутинство я всегда ненавидел и несколько лет боролся с ним". В мае опубликовано его обращение "Спасайте отечество от голода": "„.нужно принимать все меры к тому, чтобы землевладельцы могли прежде всего спокойно приступить к посеву своих полей, в твёрдой уверенности, что они не понесут при этом никаких убытков от возможной национализации их собственности. Верьте, братия, что зем. вопрос будет разрешен согласно воле народа в Учред. Собр., мирно, законодат. путём. Поэтому национализация зем. собственности в то время, когда требуется всеобщее напряжение земледельч. сил для победы над врагом, должно считаться изменой Родине. Спасите же, братия, отечество от голода!" ("Тамбовские Епархиальные Ведомости", 1917, № 18, 6 мая, с 427-28).
8 мая Чрезв. съезд духовенства и мирян Владимирской епархии единогласно постановил: "Удалить архиепископа Алексия из Владимирской епархии... как члена "Союза рус. народа" и связанного с Распутиным, за деспотич. управление и дерзкое обращение с духовенством... Архиепископ Алексий настраивает против нового пр-ва, читая свои проповеди, в к-рых называет новое пр-во проклятым, оно создано не от Бога, а от самого сатаны" (ЦГИА, ф. 796, оп. 204, 1917. 5 ст., 1 от., N" 102, л. 20). В мае же Алексий писал в Синод: "Когда начались аграраные движения и возникли случаи насилия над зем. собственностью частных лиц, я указывал духовенству выступить против этих явлений нар. жизни... Ко мне стали поступать просьбы от частных лиц обратиться к народу с воззванием по поводу агр. беспорядков, и я немедленно отозвался на этот призыв своим воззванием "Спасите Россию от голода"... Вскоре возникли во Владимирской епархии насилия мирян над приходскими священниками - изгнание их из приходов, запрещение служить и прочее" (там же, лл. 59, 59 об.).
Участник Св. Собора Правосл. Рос. Церкви (авг. 1917-1918). Осенью в Киеве стал во главе т.н. "Всеукр. Церк. Рады", препятствовавшей возвращению в Киев митрополита Владимира. В дек. объявил себя "украинцем" и выступил в газ' "Киевлянин" с открытым письмом: "Когда горит дом, когда пламя охватило его со всех сторон, когда мы видим, что спасти его мы не можем, то мы тогда спасаем то, что есть в доме самое дорогое для нас. Для меня в "этом доме" самым дорогим является моя родина - Украина, и её счастью я решил отдать остаток своей жизни. ...обвиняют меня в несочувственном отношении к деятельности Всерос. Собора. Я этого не скрываю и открыто говорю, что теперь не время заниматься изобретением пышных нарядов для нашей церкви. В самом деле, в чём протекают самые важные моменты соборной деятельности? В восстановлении патриаршества, "надевании белых клобуков", на одном из к-рых, не погрешив против истины, можно было сделать надпись: "На память от Керенского". И так бесцветно, безыдейно, бессодержательно деятельность Собора протекает тогда, когда кругом льётся кровь, когда по городам и сёлам, по деревням идёт грабёж, насилие убийства..." ("Всеукр. Церковно-Обществ. Вестник", 1917, № 157, 3 дек., с. 3). Скончался на покое в Новороссийском монастыре.