В 50-е годы Анджей Вайда очень быстро завоевал авторитет в кинематографе, став одним из лидеров 'новой польской школы'. Таким он остается и сейчас. Режиссеру уже 88 лет, а он до сих пор снимает полнометражные фильмы. Так, в 2013 году вышла его биографическая драма 'Валенса. Человек надежды', рассказывающая о правозащитнике и президенте Польши Лехе Валенсе.
Анджей Вайда появился на свет в польском городке Сувалки 6 марта 1926 года. Его отец, офицер Якуб Вайда, был расстрелян в Катыни, а мать, Анеля, работала школьной учительницей. Из детства Анджей запомнил казармы, в которых жила семья, бесконечные военные смотры, учения, частые похороны и, конечно же, войну, тема которой прошла через все творчество режиссера.
В 13 лет Вайда бросил гимназию и записался в отряд Армии Крайовой, подчинявшейся эмиграционному правительству, однако в боевых действиях не участвовал. Во время войны Анджей работал
бондарем, маляром, чинил замки, а в свободное время реставрировал церкви. Так у него родилась мечта о живописи. В 1946 году она привела будущего режиссера в Краковскую Академию изобразительных искусств.
В Академии Анджей проучился недолго. Он увлекся кинематографом и поступил на отделение режиссуры в киношколу города Лодзь. По мнению Вайды, кино было тем искусством, которое наиболее точно отвечало послевоенной эпохе. Все верили, что оно может быть чем-то большим, чем просто развлечение, и способно изменить сознание человека.
Воодушевленная новыми иде
ми, талантливая молодежь, среди которой был и Вайда, составила основу 'новой польской школы' в послевоенном кинематографе. Вскоре, Анджей занял место лидера нового направления и стал одним из ведущих режиссеров Польши.
Свои первые любительские фильмы Анджей Вайда начал ставить еще обучаясь в киношколе. Он снял короткометражки 'Злой мальчик', 'Ильжецкая керамика', а также стал соавтором сценария ленты 'Три повести'. За годы учебы Вайда успел поработать и ассистентом режиссера, и главным помощником, и вторым режиссером.
Тво
рчество Анджея Вайды отличается разнообразием стилистических решений. Среди его работ есть и постановочные исторические картины, и камерные психологические драмы, и жесткие социальные притчи, и изощренные аллегории.
Первая полнометражная картина Вайды 'Поколение' (1954) поразила зрителей и критиков своей зрелостью – как профессиональной, так и человеческой. 26-летний режиссер превратился в лидера и кумира поколения, опаленного войной. Его успех закрепила лента 'Канал' (1956), которая была удостоена в Каннах 'Серебряной пальмовой ветви'. О таланте молод
го польского режиссера заговорили в Европе, правда фильм был воспринят неоднозначно. Некоторые восхищались новым 'кинематографическим видением', некоторые обвиняли Вайду в 'безверии' и 'пессимизме'.
В 1958 году Анджей снял фильм 'Пепел и алмаз', который стал последним в трилогии о войне или так называемой 'драме в трех актах'. Эта картина, получившая в Венеции приз FIPRESCI, считается одной из лучших в творчестве режиссера и уже давно вошла в золотой фонд мирового кинематографа.
В 60-е годы Анджей Вайда пробовал свои силы в различных стилях. Он снял к
омедии 'Невинные чародеи' (1960) и 'Охота на мух' (1969), военную драму 'Самсон' (1961), несколько фильмов по произведениям известных писателей. Постепенно его творчество политизировалось, что было связано с активной общественно-политической жизнью режиссера.
Первым фильмом, который вызвал огромный общественный резонанс после длительного периода молчания, стал фильм 'Человек из мрамора' (1976). В нем режиссер открыто раскритиковал партийно-государственную систему, а спустя некоторое время заявил о поддержке польского оппозиционного движения. Через неск
лько лет Вайда снял картину 'Человек из железа' (1981), которая была удостоена 'Золотой пальмовой ветви' Каннского фестиваля и вызвала многочисленные дискуссии.
В 1980 году Анджей Вайда вступил в независимый профсоюз 'Солидарность' и стал активным борцом за возрождение польской независимости. Активная гражданская позиция поставила его в один ряд с известными общественными деятелями Польши. Именно творчество Вайды – честное, храброе, благородное – открыло полякам глаза на действительность и стало символом национального единства.
Среди позднего творчества режиссера особняком стоит фильм 'Пан Тадеуш' (1999), снятый по одноименному произведению Адама Мицкевича. По определению Вайды, это его лучшая картина. В ней воплотились не только его давние мечты, но потребность и чаяния польского народа. Фильм имел невероятный кассовый успех. В первые месяцы демонстрации его посмотрело около 13 миллионов зрителей или 60% населения страны!
В 2007 году на экраны вышел фильм 'Катынь', рассказывающий о расстреле польских офицеров в 1939 году. В этой работе Вайда вернулся к теме войны, заново пер
осмыслив трагические события того времени. Картина номинировалась на 'Оскар' как лучший иностранный фильм, хотя и была принята неоднозначно.
Кроме съемок фильмов Анджей Вайда всю жизнь активно участвовал в театральной жизни. Он поставил около 40 спектаклей по пьесам Достоевского, Выспяньского, Шекспира, Мрожека, Гибсона и других писателей. В 2000 году режиссер основал киношколу в Варшаве, где председательствует до сих пор.
Творчество Анджея Вайды, насыщенное резкими сюжетными поворотами, действием, страстями, острыми коллизиями, всегда несло на себе п
ечать трагизма. Не зря актеров с ярко выраженным драматическим дарованием в Польше называют 'актерами Вайды'. Фильмы режиссера открыли мировому кино имена Даниэля Ольбрыхского, Анджея Северина, Збигнева Цыбульского, Войцеха Пшоняка, Кристины Янды и других звезд.
Сегодня сложно найти режиссера такой интернациональной активности, такого высокого международного уровня, который был бы так предан своей стране, так декларативно подчеркивал бы связь с родиной. Кинокартины Анджея Вайды – это энциклопедия польской жизни. Это часть жизни режиссера, его биография