Популярные личности

Андрис Лиепа

Актер балета
На фото Андрис Лиепа
Категория:
Дата рождения:
1962-01-06
Гражданство:
Латвия
Читать новости про человека
Биография

Деньги на похороны Дягилева дала Коко Шанель

В июне 1909 года импресарио Сергей Дягилев покорил Париж русским балетом. Так начались "Русские сезоны", принесшие нам славу великой театральной державы. 100-летие этого события отечественные и зарубежные деятели культуры будут отмечать весь год.


Серию юбилейных торжеств открыл дягилевский балет "Павильон Армиды", показанный в рамках проекта "Русские сезоны. XXI век". И проект, и спектакль - совместное производство театра "Кремлевский балет", компании SAV Entertainment и благотворительного фонда имени Мариса Лиепы. С главой фонда, художественным руководителем проекта Андрисом Лиепой встретилась обозреватель "Известий" Светлана Наборщикова.

вопрос: В антрепризе Дягилева было поставлено 76 балетов. Из них вы возобновили девять. Сколько еще на очереди?

-ответ: В ближайшее время я хочу поставить "Клеопатру" и "Нарцисса", потому что для этих балетов у меня есть исполнители. Дягилев умел подбирать проекты под артистов, и мы продолжаем эти традиции. Например, "Петрушка" - это мое личное. Я даже предлагаю танцовщикам не делать балетных поклонов в финале, а выходить в образе, пока не закроется занавес - чтобы роль работала до конца, как батарейка. Для Коли Цискаридзе сделан "Послеполуденный отдых Фавна", "Видение розы", "Синий бог". Для Нины Ананиашвили - "Жар-птица". Для Маши Александровой - "Павильон Армиды". Для Илзе Лиепа - "Болеро" и "Шехеразада". Для Ирмы Ниорадзе - "Тамар". Из этого количества уже можно собирать фестивали. В декабре 2007 года мы за три дня показали семь балетов. Даже Дягилев не мог себе такого позволить.

в: Жаль, что увидеть эти достижения смогли не все желающие - цены на билеты зашкаливали.

-о: В "Стасике", где проходило мероприятие, всего 800 мест. А аренду приходится платить по полной программе - отсюда и цены. Зато есть вместительный Кремлевский дворец, где наши спектакли можно посмотреть за 200 рублей. Там мы вывешиваем специальный экран. На нем отображается сценическое действие, крупные планы артистов. Даже если человек купил билет на последний ряд балкона, полевой бинокль ему не понадобится. А для тех, кто все же не попал в театр, мы снимаем наши балеты для DVD. Очень скоро по домашнему видео можно будет смотреть все спектакли проекта.

в: Одни благодарят вас за возрождение русской культуры. Другие говорят, что "Русские сезоны. XXI век" - чисто коммерческий проект: дягилевские балеты до сих пор пользуются такой славой, что продать их можно независимо от качества.

-о: Балетные проекты не могут быть коммерчески выгодными. Дягилев умер в нищете. Деньги на похороны дала Коко Шанель. То, что он селился в хороших отелях и заказывал себе шампанское с икрой, не говорит о его богатстве. Просто он любил жить на широкую ногу. Состояние сколачивают люди, которые занимаются концессиями и трубопроводами. Мы либо получаем финансы от благотворителей, либо делаем коммерческие проекты и вкладываем доход в балеты. При этом деньги никогда не возвращаются.

в: Какой же интерес продюсерам иметь с вами дело?

-о: Продюсеры тоже заботятся о своем гражданском имидже. Какие-то проекты делаются в ноль, чтобы заработать себе моральный капитал. Балет и опера всегда были имиджевыми проектами - и для царской России, и для советского правительства. "Спартак", например, не окупался. Большой балет всегда жил на государственные дотации. А Дягилев был виртуозом займа.

в: Вы кем себя ощущаете - бизнесменом или креативщиком?

-о: Бизнесом я вынужден заниматься поневоле. Иногда просто некому делегировать эти обязанности. Отнимают они примерно четверть моего времени. Остальное - творчество.

в: В прошлом году вы режиссировали традиционного "Евгения Онегина" в Центре оперного искусства Галины Вишневской. Это был ваш ответ авангардистскому "Онегину" Большого театра?

-о: Я просто сделал подарок Галине Павловне. Так мы продолжили театральные традиции Большого. Мы с ней настолько любим этот театр, что ничего против него делать не будем.

в: Вы как-то сказали, что готовы отдать Большому театру здоровье, силы, но не душу...

-о: Душа, отданная театру, - наша семейная трагедия. Отец (народный артист СССР Марис Лиепа. - "Известия") не смог найти себя после ухода из Большого. Он мог бы руководить любым крупным театром страны, но он был максималистом: либо Большой, либо ничего. Это его и сгубило.

в: Минувшим летом Марису Лиепе исполнилось бы 72 года. Как думаете, вписался бы он в сегодняшнее время?

-о: Думаю, да. Его друзья - Джигарханян, Ширвиндт - празднуют юбилеи, работают. Майя Плисецкая танцует. Мы помогаем устраивать ее концерты в Лондоне, Париже, Киеве, Мадриде. И у отца была бы масса возможностей приложить свои силы. Он был потрясающим актером. И с возрастом, как хорошее вино, становился бы только лучше. Ему сам бог велел быть идеологом нашего фонда. Один из самых уникальных моментов его жизни - работа над дягилевским "Видением розы". Сол Юрок, американский импресарио, потребовал, чтобы этот спектакль поставили в репертуар Большого, хотя никто не собирался везти его за границу. Ни по теме, ни по идеологии он не проходил...

в: У театров периодически возникают конфликты с правонаследниками. Вы ставите дягилевские балеты Фокина, брата и сестры Нижинских. Как реагируют родственники?

-о: "Видение розы" отец делал с одобрения сына Фокина Виталия, с которым очень дружил. И с Изабель (внучка Фокина, нынешняя правонаследница. - "Известия") у нас никаких трений не было. Мы с ней решили, что будем посвящать эти спектакли своим близким. Я - отцу, она - отцу и деду. Вообще, в отношении точности воспроизведения балетов какие-либо претензии лишены смысла. Это искусство, которое передается показом. То, что ты не воспринял из ног в ноги, уже твоя частная интерпретация. Поэтому многие спектакли мы не воссоздаем, а создаем. Делаем, так сказать, каверверсии.

в: Дягилев создавал эксклюзив. Ваш проект устремлен в минувшее. Как считаете, почему сейчас нет новых сочинений и так сильна тяга к реставраторству?

-о: Самая большая проблема в балете - композиторы. Вернее, отсутствие качественной оригинальной музыки. Посмотрим на историю. Спектакли, созданные на хорошую музыку, возвращаются. О тех, что сделаны на среднюю музыку, не вспоминают, хотя есть хорошие декорации, костюмы. У Дягилева композиторы писали по заказу. Они знали, что спектакль повезут по Европе, им пойдут авторские отчисления. Сейчас проще написать саундтрек к фильму и получить свои 150-300 тысяч. А с балетом еще неизвестно, что будет. Я танцевал в балете Микаэла Таривердиева "Девушка и смерть". Музыку обгадили, композитор получил инфаркт, и жизнь его покатилась под откос.

в: Критики вас кусают. Прибыли проект не приносит. Во имя чего вы трудитесь?

-о: Я много работал в эпоху соцреализма. С огромным удовольствием танцевал в спектаклях Григоровича. Закончилось это время, развалился Советский Союз, и мы оказались на перепутье. Ставить еще одну "Ангару"? Это тупиковый путь. Идти в танец-модерн и неоклассику? Они у нас не развиты. Любой хореограф из Цинциннати знает, как это делается, а получится ли у наших, еще неизвестно. Вот мне и захотелось вернуть России дягилевские балеты, которые по праву принадлежат русской культуре и прославили нашу страну во всем мире. Дягилев был настоящим, неподкупным русским патриотом. Мы стараемся идти по его стопам.



Поделиться: