Упит разоблачал городскую буржуазию и мещанство, в пьесах "Зов и эхо" (1911), "Один и многие" (1914) создал первые в латышской драматургии реалистические образы рабочих-революционеров.
Упит Андрей Мартынович [22.11(4.12).1877, Скривери, ныне Огрского района Латвийской ССР, – 17.11.1970, Рига], латышский советский писатель, литературовед, общественный деятель, народный писатель Латв. ССР (1943), академик АН Латвийской ССР (1946), Герой Социалистического Труда (1967). Член КПСС с 1917. Основоположник латышской советской литературы. Первое стихотворение опубликовал в 1896, первый рассказ – в 1899. На формирование эстетических взглядов Упита большое влияние оказали Революция 1905–07, знакомство с марксизмом, творчество М. Горького. Выступил против декадентства в латышской литературе, твёрдо стал на позиции критического реализма: рассказы из крестьянской жизни, дилогия "Буржуа" (1907) и "Последний латыш" (1912). Романом "Новые истоки" (1908) Упит начал серию романов "Робежниеки" – одно из самых значительных произведений латышской литературы, повествующее о путях латышского крестьянства в Революции 1905–07. Под влиянием нового подъёма рабочего движения Упит в 1910–11 открыто перешёл на позиции пролетариата, развернул смелую публицистическую и литературно-критическую деятельность. В романах "Женщина" (1910), "В шёлковой паутине" (2-я часть "Робежниеков", 1912), "Золото" (1914), "Ренегаты" (1915–16) Упит разоблачал городскую буржуазию и мещанство, в пьесах "Зов и эхо" (1911), "Один и многие" (1914) создал первые в латышской драматургии реалистические образы рабочих-революционеров. После Февральской революции 1917, события которой отражены в сборнике рассказов "Оттепель" (1919), Упит был избран в Совет рабочих депутатов Риги и в Исполком Совета. В буржуазной Латвии 1920–40 Упит разрабатывал принципы социалистического реализма. Опубликовал роман "Северный ветер" (3-я часть "Робежниеков", 1921). Нравы буржуазной республики разоблачены в романах "По радужному мосту" (1926), "Смерть Яна Робежниека" (1933), "Улыбающийся лист" (1937), в сатирических комедиях, среди которых особым успехом пользовались "Купальщица Сусанна" (1922), "Полёт чайки" (1926). Вершиной новеллистики Упита являются сборники "Метаморфозы" (1923), "Голая жизнь" (1926), "Рассказы о пасторах" (1930). Трагедиями "Мирабо" (1926) и "Жанна д’Арк" (1930) Упит начал историческую трилогию о взаимоотношениях героя и народных масс. На историческую тему написана и тетралогия романов "На грани веков" (1937–40).
Упит – основной автор 4-томной "Истории мировой литературы" (1930–34). Фашистский переворот 1934 лишил Упита возможности открыто участвовать в общественно-литературной борьбе. В годы Великой Отечественой войны 1941–45 Упит жил в с. Котинино, вблизи г. Кирова. Трагедией "Спартак" (1943) была завершена историческая трилогия. В дилогии исторических романов "Земля зелёная" (1945; Государственная премия СССР, 1946) и "Просвет в тучах" (1951) раскрыты жизнь латышской деревни в конце 19 в., первые шаги латышского рабочего движения в 90-х гг. После 1951 Упит целиком занят литературоведческой работой (книга "Вопросы социалистического реализма в литературе", 1951, рус. пер. 1959, и др.). Переводил произведения А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Горького, А. Н. Толстого, У. Шекспира, Г. Гейне, Б. Шоу, Г. Флобера, Г. Манна и др.
Общественная деятельность Упита в советское время была интенсивной и разносторонней: заместитель председателя (1940–51) и член (с 1951) Президиума Верховного Совета Латв. ССР; председатель правления СП Латвии (1941–54). Государственная премия Латв. ССР (1957). Награжден 5 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.