Популярные личности

Андрей Туполев

авиаконструктор
На фото Андрей Туполев
Категория:
Дата рождения:
1888-11-10
Место рождения:
Пустомазово Тверской губернии, Россия
Дата смерти:
1972-12-23
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953; член-корр. 1933), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926).


В 1908 г. поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ), в 1918 г. окончил его с отличием. С 1909 г. член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910).

В 1916-18 годах Туполев участвовал в работах первого в Росс

ии авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В 1918-36 годах - член коллегии и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

Этапными самолё

тами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения науки и техники и авиационного конструирования в предвоенный период, стали: бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42, Ту-2; пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 "Максим Горький" и рекордный АНТ-25.

Был необоснованно репрессиров

ан и в 1937-41 годах, находясь в заключении, работал в ЦК.Б-29 НКВД. Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).

Предлагаю Вашему вниманию отрывок из книги Л.Л. Кербера "Туполев":

"Как могло случиться, что рождение своей 58-й (Ту-2) машины туполевцы отпраздновали в столь нео

бычных условиях (тюрьме)? Кто этому "помог"? Обратимся к широко известным книгам А.С. Яковлева "Цель жизни" и "Советские самолеты"? Из того, что в них сказано о А.Н. Туполеве следует, что АНТ:

своевременно не подготовил замену устаревшим, тихоходным бомбардировщикам ТБ-3;

своевременно не п

остарался увеличить скорость самолетов СБ, которые стали нести ощутимые потери от модифицированных в ходе войны в Испании немецких истребителей;

не создал к началу войны нужный Советской Армии бомбардировщик.

Мог ли быть до такой степени несведущим А.С. Яковлев, авиаконструктор, а с января

1940 года - заместитель наркома по опытному самолетостроению? Мог ли не знать,что:

В 1936 году, т.е. за 5 лет до войны, в КОСОС была подготовлена замена ТБ-3, создан бомбардировщик ТБ-7, имевший скорость в 2 раза большую, чем ТБ-3?

В 1937 году Туполев был отстранен от работы, репрессирова

н, поэтому в ходе войны в Испании не мог модернизировать СБ?

Что еще в 1940 году Туполев разработал лучший фронтовой бомбардировщик времен Отечественной войны - самолет "103" (Ту-2)?

А.С. Яковлев, не только автор книги по авиации, но и референт вождя по этим вопросам, естественно, охотно д

елился своими взглядами с ним. При всей известной подозрительности Сталина и его недоверии к старой интеллигенции разве это не подходящая почва для вопроса: а до конца ли лоялен Туполев?

...1937 год. В Испании оперативно улучшенные немцами истребители Ме-109 с более мощными моторами начинают ак

тивно сбивать туполевские бомбардировщики СБ. Сталин крайне огорчен: опять пороки у машин этого "старого специалиста". Почему он вовремя не улучшил свой СБ, ведь Яковлев доказал, что это возможно. Необыкновенно быстро созданный им двухмоторный самолет Як-4 с теми же моторами, что у СБ, летает на 100

км быстрее!

Срочно запустив ББ-22 в серию, военные вскоре убедились, что безоружный Як-4 им не нужен, а при установке на него всего двух оборонительных пулеметов и необходимого оборудования выигрыш в скорости исчез. Несколько сотен ББ-22 снимают с вооружения, в войне с немцами они не пригодны.

1942 год. В Омске налажен выпуск самолетов Ту-2, максимум примерно 2-2,5 самолета в сутки, то совсем неподалеку были два авиазавода, выпускавшие уже устаревшие Ил-4. Обладавшие большей дальностью и приемлемой скоростью (меньшей, чем у Ту-2), Ил-4 отличались одним существенным недостатком: слаб

ым оборонительным вооружением (всего два ШКАС). Потери этих машин были так велики, что пришлось их перевести на ночное бомбометание, которое было малоэффективным.

Возникала естественная мысль о переводе заводов, выпускавших Ил-4 на Ту-2. Однако вскоре пришла телеграмма за подписью Сталина: прои

зводство Ту-2 прекратить, взамен их наладить выпуск истребителей Як"

Мое примечание: Производство самолетов Ту-2 было восстановлено только в 1943 году. За период 1942-1945 г.г. было построено всего 1216 самолетов Ту-2, по некоторым данным 800 самолетов за годы войны (80 самолетов первоначально)

. Для сравнения аналогичный самолет Люфтваффе Ju-88 был выпущен в количестве 15200 самолетов.

Самолет был действительно хорош и нужен нашей армии. Создание Ту-2 коллективом осужденных - несомненно выдающаяся победа, победа несломленного духа.

В послевоенный период под руководством Туполева

(с 1956 года он генеральный конструктор) создан ряд военных и гражданских самолётов: Ту-4 (копия американского В-29) , Ту-12, Ту-95, Ту-16, Ту-22. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконт

инентальный самолёт Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А. А. Туполевым).

А.Н.Туполев почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971). Ему присуждены пре

мии Н. Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль ФАИ (1958), премия им. Леонардо да Винчи (1971), золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971). Лауреат Ленинской премии (1957), Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972). Награжден 8 орденами Ленина, Суворова



Поделиться: