Андрей Тарковский – легенда советского кино и один из самых влиятельных европейских режиссеров. Его картины переведены на десятки языков и являются классикой мирового кинематографа. По словам Майи Туровской, Андрей Тарковский никогда не относился к искусству как к источнику дохода, развлечению или ремеслу. Оно всегда было для режиссера делом собственной жизни. Именно высокое уважение к искусству, его сакрализация, были главной особенностью творчества и жизни Тарковского.
Андрей Тарковский появился на свет 4 апреля 1932 года в поселке Завражье Ивановской Промышленной области. Его отец, Арсений Александрович Тарковский, был известным поэтом и переводчиком. В свое время он окончил в Москве Литературный институт, где и познакомился с матерью будущего режиссера. В 1935 году он ушел из семьи, а в 1941 году отправился на фронт, где был ранен и остался без ноги. Мать Андрея работала в Первой образцовой типографии.
Жизнь, в которой рос Тарковский, была страшной. Уход отца, война, нищета – все это сильно отразилось на характере и мировоззрении режиссера. В детстве он не проявлял интереса ни к гуманитарным, ни к естественным наукам, а больше любил искусство. С семи лет он посещал музыкальную школу, а затем стал учиться в художественной, где занимался рисованием.
В 1951 году Андрей поступил в Московский университет востоковедения на арабское отделение. Но через год, в связи с сотрясением мозга, учебу пришлось оставить. Тарковский вспоминал, что в это время он попал в дурную компанию, от влияния которой его спасла мать. Она устроила его коллектором в исследовательскую экспедицию, которая вела работы на реке Курейке далеко в Сибири. Именно там, переосмыслив свою жизнь, Андрей окончательно решил связать свою жизнь с кино.
В 1954 году Тарковский стал студентом режиссерского отделения ВГИКа под руководством Михаила Ромма. Прославленный кинематографист был главным наставником Андрея в годы учебы. В это же время он познакомился с Андреем Кончаловским, с которым его связывало много общего во взглядах на кино. Кончаловский вспоминал, что они не признавали ни голливудскую, ни сталинскую эстетику, и не ощущали никаких преград. Отчасти это было связано с 'оттепелью' в области культуры, которая принесла в молодежную среду французскую 'новую волну' и итальянский неореализм.
Большое влияние на режиссера оказали такие мастера кино, как Бергман, Бунюэль, Феллини, Куросава. От них и кинематографистов 'новой волны' Андрей перенял идею авторского кино, когда почти весь процесс производства фильма находится под контролем одного человека.
Свои первые короткометражные работы Тарковский снял еще во время обучения. Одна из них, 'Каток и скрипка' (1960), получила приз на фестивале студенческих картин в Нью-Йорке. В этом же году он подал заявку на съемки фильма 'Андрей Рублев', но из-за подготовительных работ пришлось ждать несколько лет.
Первой полнометражной работой режиссера стала картина 'Иваново детство' (1962) по военным рассказам Владимира Богомолова. Пронзительная история подростка, в детский мир которого врывается мрачная и страшная война, произвела настоящий фурор и стала сенсацией в Европе. Фильм получил множество международных кинопремий, в том числе на фестивале в Венеции.
В 1964 году начались съемки 'Андрея Рублева' (1966), которые были медленными
и сложными. Фильм подвергся цензуре и переработкам и был выпущен в советский прокат в ограниченном количестве. В Европе его приняли очень хорошо. На Каннском фестивале работа получила приз FIPRESCI. Позже Майя Туровская говорила, что фильмы Тарковского всегда были трудными для восприятия. Их совершенно не понимали чиновники, но 'свой', преданный зритель у режиссера был.
В 1972 году вышла философско-фантастическая драма 'Солярис' по мотивам романа Станислава Лема, а в 1974 году картина 'Зеркало' – самая исповедальная работа режиссера. В ней Тарковский не стал себя сковывать рамками традиционного сюжета, включив множество визуальных ассоциаций и воспоминаний. Смысловая структура тоже оказалась многомерной – в фильме читались и философско-поэтические 'коды' и антитоталитарный подтекст. Представители Госкино заявили, что 'Зеркало' непонятное, немассовое и вообще неудачное кино. Фильм вышел в ограниченный прокат и еще больше обострил противостояние власти и режиссера.
Картина 'Сталкер' (1979), снятая по повести 'Пикник на обочине' братьев Стругацких, выглядела компромиссом. В ней место действия и смысл некоторых диалогов можно было истолковать как критику капиталистической цивилизации. Поэтому фильм не подвергся цензуре. На фестивале в Каннах он удостоился Приза экуменического жюри.
В 1980 году Тарковский отправился в Италию, чтобы снять фильм 'Ностальгия' (1983). Эта картина, которая считается одной из лучших работ автора, получила награду за режиссуру на Каннском фестивале. После завершения срока командировки, режиссер отправил советским властям письмо с просьбой дать возможность его семье пожить в Италии еще три года. Когда ему отказали, Тарковский решил не возвращаться в Советский Союз.
Реакция властей последовала незамедлительно – фильмы режиссера перестали показывать в кинотеатрах, а его имя запретили упоминать в печати. Во Флоренции Тарковскому предоставили квартиру и присвоили звание почетного гражданина.
В 1984 году режиссер отправился в Швецию, где снял свой последний фильм 'Жертвоприношение' (1985). В это время врачи диагностировали у него рак легких. Около года он лечился в Париже, но победить болезнь не удалось. 29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер. Его похоронили на русском кладбище под Парижем. На памятнике была сделана надпись: 'Человек, который видел ангела'.
О своей личной жизни Тарковский никогда не распространялся. Еще в молодости он женился на Ирме Рауш, но этот брак распался в 1970 году. Затем женой режиссера стала Лариса Егоркина, которая поддерживала его до последних дней. От разных браков у него есть сыновья Арсений и Андрей. Друзья и родственники Тарковского говорили, что он был глубоко и тонко верующим человеком. Напряженная внутренняя жизнь стала неотъемлемой частью его творчества, главной идеей которого была 'божественная' духовность человека.