В те далекие времена, когда "секса у нас не было", на экраны вышел фильм "Маленькая Вера" и сразу приобрел невероятную популярность. До сих пор о нем говорят как о "приоткрывшем запретную тему". Андрей Соколов сыграл в нем главного героя - роль, которая сделала его знаменитым.
- Вы стали "секс-символом", если я не ошибаюсь, первым в СССР. Поклонницы, цветы, письма, слезы... Какие чувства вы испытывали?
- Не скажу, что это плохо, так как это все-таки результат моего труда. Самой профессией обусловлено, что должен нравиться и ты, и то, что ты делаешь. Внимание приятно, но до той степени, пока это не мешает работе и жизни. Бывают люди достаточно навязчивые. Моя мама говорит, что я жесткий и мягкий человек. Если мне что-то не надо, я это пресекаю. Но если это идет от чистого сердца, я отношусь с пониманием, благодарностью. И хотя мировоззрение с годами меняется, уважение к зрителю было, есть и будет.
- Столь резкие взлеты ослепляют. Вы испытали особую радость от того, что проснулись звездой?
- А мне некогда было. Я учился в Щукинском театральном училище, работал, подрабатывал - вел кружок. Уже снимался в другом фильме, все сессии сдавал досрочно. Закончил училище с красным дипломом. Но если говорить серьезно, то фильм все-таки назывался "Маленькая Вера", а не "Большой Сергей". Поэтому я отвожу себе в нем определенное место. Не оттого, что умаляю свои заслуги. Просто мне больше удовольствия доставляет работа, а не "послеработный отдых". И всегда, когда заканчивается работа, есть странное ощущение, что это было в последний раз и будет ли еще - неизвестно.
- А какая из ролей была самой яркой, запоминающейся, близкой вам?
- В фильме "Бездна. Круг седьмой", 94-й год. Это моя любимая картина, то, что я назвал своей визитной карточкой. А в театре - роль Александра Македонского в спектакле "Таис сияющая". Извините за хамство, но мне кажется, что у нас с ним много общего. Я понимаю, что не скромен сейчас, но Македонский по духу очень мне близок.
- Желание стать актером у вас было с детства?
- Сначала я закончил Авиационно-технологический институт. На 2-3-м курсе хотел оттуда уйти, но в то время существовало мнение, что надо иметь твердую профессию. Она у меня есть. "Инженер-механик по производству летательных аппаратов из неметаллов". После чего я успешно провернул авантюру, чтобы не отрабатывать три года по распределению. И в 24 года поступил учиться в театральное, уже имея твердую профессию на радость родителям.
- То есть поступление было вполне осознанным?
- У меня странное ощущение от жизни, что осознанные шаги делаешь только сейчас. А вчера все было неосознанно. Такое поступательное движение. Меня еще и возраст поджимал - на актерское документы принимают до 24 лет. Я подумал: если есть шанс - попробую, чтобы потом не было обидно, что я его не использовал.
Поступил сразу. Конкурс 286 человек на место. Как сейчас вспоминаю - вздрагиваю. А желание было огромным. Я очень рано, в 18 лет, купил автомобиль. Помню, был даже разговор: "Андрей, ты понимаешь, что можешь стать актером и потерять стабильность". Я ответил: "Хотите, возьмите все, что у меня есть. Возьмите автомобиль, но только пусть я буду актером".
- Интересно, каким же образом вам в советское время в 18-летнем возрасте удалось купить автомобиль?
- Я с детства, как погремушки, любил машинки. А первая моя профессия - слесарь-сантехник. Поехал на БАМ, заработал деньги. Приехал, купил машину.
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
- Хожу на охоту. Это бесконечная свобода. Ее нигде больше не ощутишь. Надо один раз попробовать, потом за уши не оттащишь. Люблю ездить за город. Очень дорожу своими друзьями и люблю жизнь во всех ее проявлениях.
- Вы любитель шумных компаний или предпочитаете одиночество?
- Все зависит от настроения и от людей. Если после спектакля приезжают мои друзья и говорят: "Андрюха, поехали в баню!" - я с радостью. Но если посторонние люди предложат посидеть, пообщаться, мне будет тяжело. По большому счету, я, как и любой человек, отдыхаю только среди своих. Когда есть люди, с которыми можно просто помолчать, - это самое главное.
- В связи с сумасшедшим ритмом жизни в последние годы отношения с друзьями изменились?
- В связи с тем, что происходит, - нет. Настоящие друзья отсеиваются по-другому. Они уходят из жизни. На сегодняшний день у меня два настоящих друга. Наша дружба сформировалась еще тогда, когда мы были пацанами, и вряд ли в ней что-то изменится. Другое дело, что новые отношения завязываются посложнее и воспринимаешь их совсем иначе.
- Есть определенный сформированный пласт актеров, которых приглашают в кино, дают роли в театре. Как вы считаете, молодые ребята могут пробиться без поддержки?
- Бывают люди настолько одаренные, смотришь на них, аж изнутри светятся. Понимаешь, что такой человек просто не может остаться незамеченным. Но такие встречаются редко. Есть люди скрытого таланта, темперамента, их надо раскрыть, и здесь дело случая. Но его надо делать. Нельзя просто так сидеть и ждать.
- Андрей, года два назад вы закончили режиссерские курсы и поставили спектакль "Койка" по современной пьесе. Не проще было для режиссерского дебюта выбрать, например, что-нибудь из классики?
- Тогда все начали бы сравнивать мой спектакль с тем, что уже было поставлено. Я люблю начинать все с чистого листа. Давно искал современную, острую, необычную пьесу. И вот мне принесли сценарий Андрея Яхонтова.
- Про любовь?
- Про смысл жизни. Хотя, пожалуй, это одно и то же.
- Как вы оцениваете свою работу, когда смотрите на результат?
- Я стараюсь не оценивать с профессиональной точки зрения, потому что понимаю: проходит время, что-то я сделал бы по-другому, можно было интереснее сыграть. И потом, это воспринимается не как ностальгия, а как будто остановлено время. Я вспоминаю те запахи, то ощущение пространства, знакомых. Это трудно передать словами. Смотришь не как картину. Она тащит за собой кусок жизни, которая была с ней связана. Фильм - это маленькая жизнь.