Андрея Смолякова относят к поколению актеров театра, кино и телевидения, карьера которых начиналась еще в советские времена. Можно утверждать, что до сегодняшнего дня актеру удалось сохранить обаяние и яркость своих ранних ролей, и добавить к ним отточенное с годами мастерство. Его востребованность не уменьшается с годами, хотя Смолякову очень часто приходится играть роли злодей, бандитов, киллеров.
Андрей Игоревич Смоляков – уроженец подмосковного Подольска (24 ноября 1958 года). Их семья проживала в доме, где располагалась пожарная охрана, в которой служил еще дед Андрея. Отец будущего актера ушел из жизни рано, и мать растила сына одна на скромную зарплату учительницы. Вдобавок Андрей в три года переболел менингитом, и довольно долго страдал от последствий своего заболевания. Мальчику были запрещены физические нагрузки, во время уроков приходилось делать дополнительные перерывы, чтобы он мог передохнуть. Однако со временем Андрея стали тяготить эти запреты. Он записался в легкоатлетическую секцию, затем начал играть в волейбол и даже выступал за юношескую городскую сборную, играл на бас-гитаре в составе школьного музыкального ансамбля и принимал участие в конкурсах чтецов. Однако к своим увлечениям Андрей относился несерьезно – он учился практически на одни 'пятерки', посещал кружок 'Ю
ного медика' и готовил себя к профессии нейрохирурга, уважение к которой сохранил еще со времен своей болезни.
Однако судьбу молодого человека, как это нередко бывает, изменил случай. В одной из газет Андрей прочел заметку о том, что училище им. Щукина объявляет набор и для абитуриентов будут проведены предварительные консультации. Мать Андрея, которая всегда была для него лучшей советчицей и помощницей, долго отговаривала сына от этой затеи, но, в конце концов, сама записала его на собеседование. Она была уверена, что ничего из этой затеи не выйдет – мальчик не проявлял особого интереса к драматическому искусству. Хотя мать с сыном регулярно выбирались в столицу, чтобы побывать в Большом театре или оперетте, так уж получилось, что пьесы Андрей смотрел только по телевизору. Однако все сложилось совсем иначе – высокий спортивный голубоглазый блондин с хорошо поставленным голосом произвел само
благоприятное впечатление на проводившую собеседование Аллу Казанцеву, которая сразу объявила, что берет Смолякова на свой курс. Так в 1975 году, после окончания средней школы, Андрей стал студентом знаменитой 'Щуки'.
Первым громким успехом Андрея Смолякова стало участие в студенческом спектакле 'Прощай, Маугли'. Это была одна из первых режиссерских проб Константина Райкина, тогда еще студента ГИТИСа (курс Олега Табакова). Репетиции проходили в довольно сложной обстановке. Однокашники Райкина были недовольны, что на роль главного героя приглашен студент 'Щуки', да еще и внешне не слишком похожий на Маугли. Ректор Щукинского училища, традиции которого не разрешают студентам сниматься или играть на стороне, строго-настрого запретил Андрею участвовать в этом спектакле. После этого Смоляков перевелся в ГИТИС, на курс Олега Табакова, и созданный студентами спектакль пользовался огромным успехом и
у советских, и у зарубежных зрителей. Еще до окончания училища Андрей Смоляков попробовал себя и в кино. Его первой ролью стал Леша Кузнецов в фильме 'Целуются зори' (1978), в этом же году он сыграл небольшую роль послушника в 'Отце Сергии', затем еще несколько эпизодических ролей.
После окончания ГИТИСа в 1980-м карьера молодого актера складывалась не слишком гладко. Олегу Табакову не удалось открыть собственный театр-студию, практически весь его курс распределили в Брянск, Смолякову с трудом удалось устроиться в Театр Гоголя. Вскоре он вернулся в ГИТИС в роли преподавателя, а когда 'Сатирикон' Райкина перебрался в столицу, начал выступать там. В 1986 году наконец-то была открыта 'Табакерка', и Андрей поступил в ее труппу. Он участвовал в спектаклях 'Страсти по Бумбарашу', 'На дне', 'Бег' и др. , был награжден театральными премиями 'Турандот', 'Чайка' и даже 'Лучший злодей сцены-2001'. В 200
4 году Андрею Смолякову была присуждена Государственная премия и присвоено звание народного артиста РФ.
Однако всенародную известность актер получил благодаря своим ролям на экране. Зрители заметили его еще в сериале 'Государственная граница' (1986, сержант Гриневич), очень успешной стала и роль Тимохи в 'Дубровском' (1988). После непростых девяностых годов Смоляков вновь блеснул на экране. Он исполнил роли злодея Кудлы в 'Дне рождения Буржуя' (1999-2001), киллера Цыбина в 'Потерявших солнце' (2004), полковника Топилина в 'Побеге' (2005) . На сегодняшний день Андрей Смоляков создал более ста экранных образов, но при этом он играет преимущественно отрицательных героев. Среди положительных образов, созданных знаменитым актером, следует отметить майора Черкасова в 'Мосгазе' (2012), артиллериста Поляков в 'Сталинграде' (2013), Круглова-старшего в 'Чемпионах' (2014). За неоднозначную трактовку рол
полковника КГБ Бехтеева в фильме о Высоцком (2011) Андрей Смоляков был награжден премией 'Золотой орел'. Последними проектами актера стали отец Паисий в новой экранизации 'Вия' (2014) и драматический сериал 'Родина', показ которого запланирован на 2015 год.
Андрей Смоляков не любит рассказывать о своей личной жизни. Его первая жена, балерина, а ныне преподаватель Московской академии хореографии Светлана Иванова, в 1985 году родила ему сына Дмитрия. Дмитрий, который буквально вырос за кулисами, утверждал, что терпеть не может театр и балет, и до пятого курса учился в Московском институте радиоэлектроники и автоматики. Затем поступил на продюсерский факультет школы-студии МХАТ и теперь является успешным кинопродюсером. О причинах развода Андрей хранит молчание, но с 2006 года его связывают прочные отношения с дизайнером Дарьей Разумихиной, у которой имеются двое детей, граждан Великобритании.