Душой русской иконописи стали краски, которые совершенно видоизменили суровый византийский колорит. Огромный вклад в развитие древнерусской живописи внес Андрей Рублев. Говоря о цветовой гамме древнерусской школы, следует отметить голубой, лазурный цвет, который требовал особого мастерства. Когда у первых космонавтов спросили о том, как выглядит Земля из космоса, они ответили: "Голубая, как на фресках Рублева".
Уже у современников Андрей Рублев пользовался огромным почитанием, а позднее его имя окружили легендами. Немногочисленные факты, встречающиеся в летописях и литературных трудах современных художнику авторов, позволяют предположить, что великий мастер родился около 1360(1370) года. Еще в молодости он
постригся в монахи и многие годы провел в Троице-Сергиевой лавре. Здесь он изучал философские труды передовых мыслителей своего времени - основателя монастыря Сергия и его учеников, имел возможность непосредственно общаться с ними.
С его именем связан величайший расцвет московской школы живопис
и XIV-первой пол.XV вв. Он написал иконы "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел", "Жёны-мироносицы", выполнил миниатюры Евангелия Хитрово (н.XV в.).
Единственное из сохранившихся бесспорное произведение Рублева - икона "Троица" (1420-е годы, Третьяковская галерея). В совершенной художественн
ой форме мастер выразил в ней одно из самых сложных понятий христианской религии о триединстве Бога. "Троица" принесла Рублеву особую славу.
В 1405 году он участвует с Феофаном Греком и "старцем Прохором с Городца" в убранстве Благовещенского собора в Москве. В храме сохранились только два яруса
иконостаса: деисусный чин и изображения праздников.
Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: "Благовещение", "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим". От работ других мастеров они отличаются мягкостью, гармоничностью настрое
ния. В изображении евангельских сцен мастер вносит особую интимность чувств, одухотворенность, человеческое тепло. Большой эмоциональностью, утонченной красотой отличается колорит икон: легкие нежные цвета пейзажа звучат аккомпанементом к более интенсивным и разнообразным тонам одежд.
В 1408 вме
сте с Даниилом Чёрным он работал над фресками и иконами иконостаса Успенского собора во Владимире (ныне иконы хранятся в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, Санкт-Петербург). В 1425-1427 расписал Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (фрески не сохранились) и создал несколько
икон для его иконостаса, отмеченных необычным для него драматизмом. Последней работой Андрея Рублёва источники называют роспись Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (1427, сохранились фрагменты орнаментов).
Предполагается, что иконы деисусного чина выполнены по единому замыслу Рублева с
помощью учеников. Язык этих работ чрезвычайно лаконичен, монументален. Формы трактованы обобщенно, подчеркнут силуэт, торжественный ритм движения. Цветовая гамма сдержанна и выразительна, построена на декоративных соотношениях зеленого с золотисто-желтым и красным, синего с вишневым. Образы святых
- это образы мудрецов-мыслителей, умиротворенных, благородных. По мастерству исполнения самыми выразительными являются изображения Христа, Иоанна Предтечи и апостола Павла. Видимо, они и принадлежат непосредственно кисти Рублева.
В 1918 году в Звенигороде найдены три иконы из деисусного чина: "
Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел", по-видимому, Рублевым в 1410-х годах. Особенно замечательна икона "Звенигородский Спас". Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво-проницателен, в нем све
тится человеческая доброта. Несомненно, здесь воплощен морально-этический идеал русского человека времени Андрея Рублева, где миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством. Человечность, спокойная мудрость заключается и в образе апостола Павла, а юношески нежный облик арханге
ла Михаила лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования.
Творчество Рублева было посвящено исканию совершенного человека. Смысл искусства для него состоял в том, чтобы создать образы, которые полны возвышенной духовной красоты. В своём искусстве он стремился передать мечту о свободном чел
овеке. Несмотря на несомненное влияние Феофана Грека, Рублёв сохранил свою манеру письма - современники говорили, что фрески Рублёва "дымом писаны". Его письму присущи гармоничность, лёгкость, плавность, гибкость линий, ритмичность.
В конце жизни Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где и ск
ончался в 1430 году. В 1989 канонизирован Русской православной церковью.
Согласно решениям Стоглавого собора за образец для иконописцев было решено принять творчество Андрея Рублёва.
Андрей Рублев - имя, ставшее символом ушедшей Древней Руси, символом древне-русского искусства, символом свят