Беседа с руководителем проекта chtivo.ru Андреем Радомановым состоялась 11 октября 2007 года.
Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, историю создания chtivo.ru. Какие события этому поспособствовали?
-Идея создать движок для отображения всех товаров "отрасли" возникла еще в 1998 году. Первоначально предполагалось испытывать этот "движок" на туристическом рынке. Но потом жизнь так сложилась
, что два главных "родоначальника" ЧТИВА (это Андрей и Сергей Радомановы) оказались "в проекте", посвященном рынку печатных СМИ. В результате - возник каталог именно печатной продукции. Отец "ЧТИВенышка" - Филипп Радоманов - в муках "рожал" его образ несколько недель жаркого лета 2001-го года, пока,
наконец, не появилось ТО САМОЕ "ни цыпленок, ни игрушка - а неведома зверушка": держащее в руках ЧТИВО. Так 12 июня 2001 года стал официальным Днем рождения ЧТИВО.РУ, отмечаемым всей прогрессивной общественностью планеты.
Объясните выбор названия вашего проекта. Были ли другие варианты?
-Ну
а как еще назвать процесс чтения книг? Ведь ресурс, в первую очередь, задумывался как помощник для любителей читать. Кроме того, необходимо было придумать короткое запоминающееся слово. (Меня лично до сих пор мучит совесть перед теми, кто думает, что у нас бесплатная библиотека).
Как вы позицион
ируете chtivo.ru? Какие задачи стоят перед проектом?
-Чтиво.ру – "объединенный каталог печатных изданий России", это значит, что здесь собрана, обработана, "очищена" и структурирована информация о любых доступных на рынке книгах. Задачи – предоставление сервисов, необходимых книжному рынку: издат
елям, книготоргам, покупателям. Все эти направления равнозначны, и, по мере возможностей, мы продвигаемся по каждому из них.
Есть ли в зарубежном интернете проект, на который chtivo.ru хотел бы быть похожим по формату, духу?
-Еще в самом начале мы понимали, что подобных сайтов нет (впоследств
ии оказалось, что на Западе есть подобные сайты, в основном на музыкальную тему, например, allmusicguide).
Да что уж говорить, и сейчас многие путают нас с банальным "партнерским каталогом", но хоть поверхностное сходство присутствует, но идея совершенно другая. У нас происходит анализ информаци
и рынка и ее "очистка", с целью создания идеального собирательного "паспорта издания", при этом используются эвристические анализаторы, ручной контроль и, что самое важное, информация от первоисточников – издателей.
Сколько раз chtivo.ru менял дизайн? Довольны ли вы нынешним вариантом?
-Дизай
н был нарисован на листе бумаги однажды - в самом начале. После этого менялись лишь элементы дизайна. В последний раз "фейслифтинг" был в январе-феврале этого года. К сожалению, проект некоммерческий и поэтому глобальные изменения дизайна недоступны.
Популярна ли тема КНИГИ в рунете? Чувствуете
ли вы рост интереса к данной теме?
-Книги – одна из самых популярных тем в интернете. Исторически книжные магазины и системы – коренные жители интернета.
Если сравнивать исторические показатели: мы отмечали первые 5000 посетителей в месяц где-то в 2002 году; на сегодня дневная посещаемость ст
абильно превышает 25-тысячный порог.
По вашему мнению, достаточно ли в настоящее время в рунете информации и сервисов для любителей литературы и книг?
-Я считаю, что не хватает того ресурса, который у меня в голове. Т.е. ЧТИВА версии 2.0 или истины в последней инстанции. На самом деле, в руне
те книжная тема находится в незавидном положении. Клонов много, а уникальных сервисов очень мало. Печально, но и государство несильно озабочено этой темой. Хотя, при каждом удобном случае, принято напоминать всем, что мы "самая читающая страна в мире"!
Можете ли вы выделить своих конкурентов в р
унете?
-На данный момент у нас нет прямых конкурентов.
По части предоставления переходов на другие книжные магазины – есть простенькие ресурсы, я такой бы написал за пару месяцев, но как только начинаешь копать в глубь – понимаешь, что там ничего нет (да и откуда взяться).
По части информ
ационной – есть государственный орган "Книжная палата", но у них не все ладно с обработкой информации и актуализацией. Пожалуй, "Книжная палата" могла бы сместить нас с рынка, может быть, это когда-нибудь и произойдет. Мы ведь не можем вечно "быть святее Папы Римского".
Каким образом раскручивал
ся проект Чтиво.ру?
-Никаких раскруточных ходов не было, мы просто стали предоставлять максимум информации в одном месте, и нас быстро "полюбили" поисковики. Именно с них к нам до сих пор приходит основная масса пользователей.
Конечно, было бы неплохо произвести "маркетинг" ресурса, чтобы нас
поняла аудитория. Дело в том, что первые года 3 никто толком не понимал, для чего нужен наш сайт. Одни думали, что мы торгуем книгами, другие искали в нас библиотеку.
Довольно хорошо люди познакомились с сайтом на крупнейших книжных выставках "Книги России" и "ММКВЯ". В 2005-м и 2006-м годах с н
ашей помощью осуществлялась информационная поддержка этих выставок и огромное количество участников и гостей находили нужную информацию с помощью именно нашей базы данных. Для многих ЧТИВО тогда открылось с новой стороны.
Расскажите, каким образом читатель, впервые попавший на chtivo.ru, может н
аиболее эффективно работать с сайтом? На что стоит обратить внимание?
-Обратить внимание необходимо, в первую очередь, на левую панель - вначале нужно выбрать тот тип книг, который нужен вам. Например, вы ищете книгу с целью покупки в интернете – тогда не нужно ничего делать, этот выбор самый поп
улярный и включен по умолчанию. Но если вы ищете библиографическую информацию, то просто необходимо включить галки на всех типах изданий (особенно на "Прочие издания"), иначе вы получите только те книги, которые продаются в данный момент.
Отдельных слов заслуживает динамический каталог. Его уник
альность заключается в том, что по какому пути вы бы не пошли – вы всегда найдете именно те книги, которые искали. Приведу пример: вы ищете книги по "истории математики", в таком случае вы можете пойти по пути "История"->"Математика". Именно так строятся деревья рубрик 99% процентов всех сайтов. Поэ
тому, если вы мыслите не так, как авторы рубрикаторов – вы с большим трудом отыщите правильный путь. В нашем же каталоге вы можете ходить по любым направлениям. Каждый раз вам будут предложены как книги в текущем пересечении всех выбранных рубрик, так и дальнейшие подрубрики, которые актуальны для в
сех перечисленных книг. Т.е. дерево рубрик следует именно Вашей логике, а не чьей-то еще. Создать такой рубрикатор в обычном "печатном" виде - просто немыслимо. Мы как-то в шутку подсчитали, сколько листов печатного текста понадобится, чтобы распечатать все дерево рубрик, включая все возможные комби
нации ходов – получилась стопка томов высотой как от Земли до Луны.
Как часто на chtivo.ru добавляются новые книги? По какому принципу вы их отбираете?
-Мы открыты для всех участников рынка и собираем информацию обо всех книгах, которые встречаются на нашем пути. Например, если магазин уже уч
аствует в известных системах типа Яндекс.Маркет, то ему достаточно передать нам ссылку на прайс-лист, остальное происходит автоматически и уже через пару дней он наравне со всеми участвует в конкурентной борьбе на страницах ЧТИВА. Мы же получаем дополнительную информацию о тех книгах, которые уже зн
аем, а также - о новых книгах. Эта информация дает дополнительную подпитку "мозгам" наших роботов. В итоге - по каждому изданию мы имеем максимально полный объем информации, подчас, более полный, чем у любого из наших "источников" в отдельности. Процесс этот – динамический, и по мере появления новой
информации каждый раз происходит пополнение паспорта издания. Прайс-листы и информация о книгах обрабатываются роботами каждую ночь. Издатели же получают специальные формы, заполняя которые они могут зафиксировать наиболее правильную версию паспорта своего издания (т.н. "сверка издания"). Издания,
прошедшие "сверку" с участием издательства или авторов, помечаются в базе как наиболее достоверные и имеют приоритет при поиске. Таким образом, мы поощряем тех, кто дает нам информацию "из первых рук".
Как хорошо налажен контакт с оффлайн-компаниями, занимающимися книжным бизнесом? С какими учас
тниками этого рынка вам хотелось бы расширить сотрудничество?
Довольно неплохо удалось наладить контакты в период, когда мы сами, помимо прочего, стали занимались продажей книг. До этого большинство торгующих и издающих организаций упрямо не хотели понимать: зачем нужно давать информацию просто д
ля некой базы знаний. В книжном деле многие еще очень далеки от информационных технологий и работают по старинке. Очень неплохо потрудились многие издательства при подготовках к книжным выставкам, активно исправляя информацию о своих изданиях и добавляя новую.
Остались пока не затронутыми обычны
е книжные магазины, коих огромное количество. Мы пытались начать работу и с ними, чтобы читатели могли видеть на паспорте книги цены не только интернет-магазинов и оптовиков, но и обычных магазинов тоже! Ведь часто так бывает, что ты ищешь книгу, а она продается в соседнем доме. К сожалению, обычные
магазины, (а точнее – держатели сетей, в которые сейчас объединены магазины) оказались заинтересованы как раз в противоположном: они (как, впрочем и многие оптовики) испугались исчезновения той непрозрачности рынка, за счет которой (как им кажется) удается поддерживать ценовые надбавки. Как будто п
окупатели не догадываются о размере этих надбавок. Напротив, все всё прекрасно понимают и в совершенно здравом уме предпочитают заплатить дороже магазину, который находится рядом с метро, да ещё и в центре, чем ехать через всю Москву к оптовику с риском услышать в ответ: "Извините, но оказывается, у
нас на складе этой книги уже нет". Ведь, если следовать логике "борцов за непрозрачность", то и курьерскими услугами никто бы не пользовался. А получается наоборот. Все "не глядя" доплачивают курьеру 80 рублей за книгу, которая стоит столько же. А "самовывоз" составляет ничтожную долю в объеме прод
аж интернет-магазинов.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о Чтиво-ТВ.
-Чтиво-ТВ - это специальный проект, направленный на развитие книжного рынка России. Он был создан специально для книжных выставок-ярмарок. Мы пробовали различные темы, которые были бы интересны, в первую очередь посетителя
м выставок. Естественно, это было интересно и издателям. Проект был на самоокупаемости, но, видимо, наш книжный рынок пока не настолько богат, чтобы всерьез тратиться на подобные непроверенные технологии.
Сталкивался ли проект chtivo.ru с проблемой авторских прав?
-Периодически те или иные ав
торы или издатели с пеной у рта доказывают, что мы не имеем права отображать информацию о какой-то книге. Или призывают нас к совести за ошибки на паспорте издания. Мы стараемся улаживать появляющиеся претензии моментально, попутно объясняя, как мы работаем, откуда могла появится ошибка. Авторских п
рав нарушать мы не можем в принципе, так как лишь собираем информацию из всех возможных открытых источников, структурируем ее и предоставляем людям в удобном виде.
Какова в настоящее время посещаемость chtivo.ru?
-Наша статистика открыта. Повторюсь, у нас порядка 25000 посетителей (или 20000
уникальных хостов) в день.
А можете ли вы рассказать, кто он - посетитель chtivo.ru?
-В большинстве своем это случайный посетитель, пробегающий по делам и пытающийся найти информацию о книге или о книгах на заданную тематику. Задайте себе вопрос – как часто нужна вам новая книга? В среднем ра
з в квартал. Вот и наш посетитель такой же. Толпами набегают под сессию, в начале каждой четверти, в начале и конце учебного года. Искать информацию о книгах не так интересно и не так уж часто это нужно, за это время многие забывают о ЧТИВЕ.
Сколько человек работают над поддержкой chtivo.ru?
-В разные периоды количество людей варьировалось. Были периоды, когда над поддержкой и развитием сайта работала команда программистов и менеджеров. Последний год сайт вообще живет сам по себе, благо, за основным потоком информации следят роботы, а по мелочи сайт поддерживают 2 человека.
Случалис
ь ли в жизни chtivo.ru какие-то курьезные ситуации?
-Бывает, что случаются смешные моменты, когда в базу данных поступает какая-либо неправильная информация. Мы об этом узнаем случайно, например, наткнувшись на веселое обсуждение в блогах. Сами тоже смеемся. Потом ошибки исправляем вручную и сраз
у выявляем, из какого источника неправильная информация поступила. Недавно вот в интернете прошел массовый смешок по поводу книги про Аллу Пугачеву, к которой "приклеилась" обложка от книги про Гитлера. Звучит не очень смешно, а выглядело действительно так, что сложно удержаться от улыбки.
Можно
ли узнать немного о ближайших планах chtivo.ru?
-Душа болит за всех посетителей, в голове очень много красивых идей. К сожалению, большинство из них откладываются по причине недостатка времени. Ведь проектом теперь занимаюсь только я и в свободное от основной работы время. Пока все планы только