президент консорциума «Инфорус».
Не могли бы Вы в двух словах рассказать о предыстории подписания соглашения о совместном российско-японском Центре ИТ?
Наш консорциум был создан в марте прошлого года. Цель создания консорциума - объединить российские ИТ-компании, имеющие экспортный потенциал. Я уже говорил, что российская фирма на внешнем рынке имеет всего две проблемы: первая - получить контракт, вторая - его выполнить. Первая задача вдвойне сложна, поскольку наши разработчики не имеют позитивного имиджа на западе.
Формирование положительного образа российской индустрии ИТ на мировом рынке и стало основной задачей консорциума Инфорус. Я несколько раз встречался с Михаилом Горбачевым, ему понравилась идея Инфорус. Михаил Горбачев, экс-президент СССР, активно участвует в продвижении российского ИТ. Весной 2001 года в крупнейших городах и университетах США прошла серия успешных презентаций Инфорус, и вскоре после этого в Техасе Михаил Горбачев, Андрей Кокошин, бывший секретарь Совета Безопасности, и я встретились с Джорджем Бушем старшим. Он также заинтересовался этой идеей, передал наши предложения топ-менеджерам американских ИТ-компаний, и рассказал сыну. Инфорус практически сразу получил несколько контрактов в США. Качество работы было высоким, заказчики остались очень довольны. Был даже такой случай, когда после решения нами тестовой задачи заказчик прервал контракт с известной фирмой-разработчиком из США и заключил с нами.
Как строилась дальнейшая работа консорциума?
После удачного турне по США к нам стали проявлять интерес европейские и азиатские компании. В частности, в Японии мы провели семинар, посвященный проблеме информационной безопасности, ведь в наш консорциум входят такие известные компании, как "Лаборатория Касперского", "ЛАН-Крипто", "ИнтерРусСофт". Все расходы взяла на себя японская сторона. Семинар вызвал живейший интерес японских компаний, среди которых были и NEC и NTT.
Как появилась идея создания российско-японского центра ИТ, и какие задачи он будет решать?
После нашего семинара в Токио четыре японские компании выразили заинтересованность в создании российско-японского центра ИТ с головным офисом в Токио и филиалом в Москве. Цель создания центра - продвижение российского ПО и услуг в Японии. Была принята двухуровневая модель финансирования. Четыре японские компании выделяют определенную сумму на первые полгода на оперативные расходы. Полгода мы будем продвигать на рынок те продукты, которые уже есть. Если мы выходим на самоокупаемость, то продолжаем работать без дальнейших инвестиций, часть собственности японского центра принадлежит Инфорусу. В противном случае японские компании подберут нам инвесторов для доработки существующих продуктов и создания новых.
Кто может стать инвестором?
В Японии есть такая легендарная личность - г-н Секимото, которому уже очень много лет. Раньше он был президентом NEC, сейчас - почетный президент NEC. Мы с ним встречались трижды и он выразил заинтересованность в этом предприятии, тем более, что одну из четырех японских компаний, с которыми мы подписали соглашение, возглавляет его сын. Г-н Секимото собирается привлечь к проекту интерес концерна NEC и других крупных компаний.
Какие еще перспективы у Инфоруса в ближайшее время?
Перспектив очень много, в частности недавно активный интерес к сотрудничеству с нами проявили представители нескольких крупных сингапурских компаний. Мы в ближайшее время планируем проводить больше публичных мероприятий, пресс-конференций, так что поле деятельности, безусловно, расширится.
Какова финансовая структура консорциума Инфорус?
Членство в нашем консорциуме бесплатное, стать членом Инфорус может любая российская фирма, обладающая реальным экспортным потенциалом. Мы находим потенциальных клиентов для наших членов в других странах. По желанию членов Инфорус они при этом могут напрямую заключать контракты без выплат консорциуму каких-либо комиссионных, но, как правило, мы становимся подрядчиком, а российская компания-исполнитель - субподрядчиком. Так выгоднее всем.
Какую роль играет корпорация «Парус», один из учредителей и крупнейший из членов консорциума в его деятельности?
Об этом лучше спросить непосредственно у руководителей «Паруса», но я бы выделил тут два аспекта - политический и экономический. Отчасти необходимость выработки единой позиции в отрасли возникла после встречи представителей ИТ с В.В. Путиным, которая была организована откровенно неудачно. Выбор представителей был необоснованным, и вместо того, чтобы заранее выработать согласованные позиции и за 2 часа встречи донести до президента необходимую информацию о рынке ИТ, каждый жаловался на свои проблемы. Поэтому необходимость консолидации осознают сейчас все крупные компании. «Парус» просто первым сделал правильный шаг. Что касается экономических интересов, то Александр Карпачев, директор «Паруса», имеет репутацию дальновидного стратега. Поэтому «Парус» раньше многих других крупных компаний осознал неизбежность освоения новых рынков.
Могу сказать, например, что «Парус», как член Инфорус, сейчас приглашен к участию в тендере на переоснащение системы финансового контроля штата Флорида. И с моей точки зрения имеет реальные шансы если не выиграть тендер, то получить субконтракт.
Сейчас существует ряд ассоциаций, цели и задачи которых схожи с вашими. Как складываются ваши отношения с этими ассоциациями?
Я знаю не менее 20 таких ассоциаций, отношусь к ним с симпатией и стараюсь наладить дружеские отношения. К сожалению, практически каждая из них уже успела сделать 2-3 ошибки, которые могут повредить репутации. А здесь, как в большой политике: хороший политик - не тот, кто делает правильные шаги, а тот, кто не делает неправильных. Так что вряд ли какая-нибудь из существующих ассоциаций преуспеет. Я думаю, мы все-таки пойдем по пути Индии и Германии и создадим единую ассоциацию. Возможно, такой ассоциацией станет недавно созданная RITA - Russian Information Technology Association.
Какие типичные ошибки российских ассоциаций Вы можете выделить?
Основная ошибка практически всех ассоциаций - концентрация усилий на выставках и конференциях разработчиков, которых и так чрезмерно много. Показательный пример такой «Ярмарки продавцов»- семинар в Бостоне в апреле прошлого года, где было 150 разработчиков из России, пять представителей прессы и одна потенциальная заказчица.
Инфорус, напротив, организует семинары в первую очередь для будущих заказчиков. Так, в мае на презентацию Инфорус в Северной Вирджинии собрались около 200 компаний, интересующихся размещением заказов в России. Понятно, что такой путь может быстрее привести к новым контрактам. Второе - отсутствие целенаправленного обучения и обмена реальным ноу-хау в рамках большинства ассоциаций. Сейчас ощущается потрясающий голод на практические знания в области организации международных проектов, индустриального программирования, стандартов качества , технологий Rational и т.п. Поэтому Инфорус организует недорогие массовые однодневные семинары, такие как «Основы оффшорного программирования», «Сто типичных ошибок торговой компании» и др. Мы раньше других перевели на русский и издали на CD популярный сейчас стандарт СММ 15504 - настольную книгу опытного разработчика. А вообще хотел бы пожелать коллегам успеха в освоении новых рынков. Вместе мы можем создать силу, с которой будут считаться и Индия, и Ирландия, и другие сегодняшние конкуренты.