С режиссером "Адмирала" Андреем Кравчуком (среди его предыдущих работ - заметный фильм "Итальянец") встретилась кинообозреватель "Известий" Вита Рамм.
вопрос: Почему в фильме про Колчака вы сделали акцент на любовную историю?
-ответ: Жизнь Колчака была насыщена событиями: путь по арктическим морям, бои за Порт-Артур, плен в Японии, восстановление флота в России, Первая мировая война, революция... Но драматургию игрового кино даже на самой богатой событиями биографической канве не построить, это скорее жанр документального исследования. Мы решили, что основой нашего фильма станут сложные и прекрасные отношения между Анной Тимиревой и адмиралом. Потому что для блестящего офицера, мужа и отца любовь к Анне была не легкой интрижкой, а настоящим глубоким чувством и большой нравственной проблемой. Колчак был человеком, всегда ходившим по лезвию. А это требует особой собранности, концентрации. Все его операции, которые он придумывал во время Первой мировой на Балтийском и Черном морях, удавались, потому что он умел сочетать риск и холодный расчет. Любовь же стала для него испытанием и окончательно определила его личность.
в: Наверное, Колчак был прекрасным офицером, но он не смог изменить ход истории.
-о: Колчаку досталась Сибирь, там не было военных заводов. Амуницию, вооружение он закупал у союзников. А где закупки, там и коррупция, говоря современным языком. Большевики вопрос оружия решали проще - введением военного коммунизма и работой в три смены на доставшихся им от царского режима оборонных предприятиях. К середине 1919 года Красная Армия насчитывала около миллиона солдат, которым была обещана земля. У Колчака же в армии было 130 тысяч солдат и офицеров. Там, где Колчак и его многопартийное правительство обсуждало и пыталось вводить законы, большевики издавали декрет о продовольствии или о всеобщей мобилизации и из деревень забирали всех и вся. Колчак продукты покупал. За уклонение от армии большевики расстреливали, колчаковцы пороли. Мертвые не мстят, поротый крестьянин обижен и способен к мести. Я прочитал много исторических исследований, воспоминаний об адмирале Колчаке. К сожалению, он не имел практики войны на суше. И политик он был никакой. Отсюда и конфликт между долгом, который он осознавал как необходимость освободить Родину от большевиков, и неумением обещать то, что не сможет выполнить. В этом его трагедия.
в: Говорят, будто адмирал был кокаинистом, отсюда и его беды.
-о: Это неправда. Во время второй Северной экспедиции он провалился с головой под лед. Когда вытащили, он был без сознания. Всю оставшуюся жизнь страдал чудовищными ревматическими болями. Их снимали только морфием. Но, когда человек находится в состоянии стресса, то вырабатывается адреналин и боль тоже уходит. Для Колчака участие в военных операциях, помимо его стремления служить Родине, было и избавлением от физической боли.
в: Какими историческими источниками вы пользовались?
-о: Я подключился к работе над фильмом еще на этапе сценария. У нас был прекрасный консультант - историк Сергей Дроков, автор многочисленных трудов об адмирале. Конечно, большим подспорьем была переписка между Анной Тимиревой и Александром Колчаком. У адмирала был архив, где хранились не только письма Анны, но и все черновики писем к ней. Архив был передан адъютанту, и тот довез их до Парижа. Там, будучи в крайней нужде, продал за какие-то смешные деньги. В итоге они попали в Россию. Софья, супруга Колчака, пыталась воспрепятствовать продаже - она хотела остаться в истории как единственная женщина в жизни адмирала... А еще у родственников сохранились дневники Анны Тимиревой. Я был у них. Ходил на могилу Анны Васильевны на Ваганьковском кладбище. Она была очень яркой личностью и очень мудрой, ради любви готовой пройти сквозь стены. И, как мне кажется, в паре с Колчаком, несмотря на молодость, именно она играла главную роль.
в: Легко ли было найти актрису на роль сильной женщины?
-о: Читая воспоминания людей из окружения Тимиревой, я запомнил фразу, что она похожа на Анну Каренину. Сравнение дало подсказку: искать актрису, которая со временем могла бы сыграть толстовскую героиню. Так я нашел Лизу Боярскую.
в: Вы увидели ее в "Иронии судьбы-2"?
-о: Этот фильм снимался позже, в момент, когда у нас случилась вынужденная приостановка съемок. Наоборот: Тимур Бекмамбетов посмотрел наш материал и пригласил Лизу в свой фильм. А там уже был Костя. Я очень рад, что работал с Хабенским. Костя ведь себя считал актером не героического амплуа. Обычно он ходит в джинсах, слегка сутулясь, но когда на церемонии "Ника" я увидел его в смокинге, подтянутым и элегантным, мне все стало понятно...
Вообще мы очень тщательно подбирали всех актеров на роли офицеров. Для меня важно было, чтобы в глазах светилась личность. Вещь, вроде бы, неуловимая, но на экране сымитировать это нельзя. Актеры постепенно втягивались в фильм, читали литературу о том времени, влюблялись в своих героев, рассказывали о них с восторгом. У Сережи Безрукова даже взгляд изменился, когда он стал сниматься в роли генерала Каппеля.
в: Ваш фильм монтировал Том Рольф, работавший у Мартина Скорсезе. Как вы ладили с ним?
-о: Монтажеров такого класса я не встречал. Он, не зная русского языка, всегда точно отбирал дубли, а ведь на площадке работали иногда сразу четыре кинокамеры. Но Том смотрел в глаза артистам и практически не ошибался в том, как складывались отношения между героями.
в: Что вы поняли о нашей сегодняшней жизни, снимая историю начала прошлого века?
-о: Я сделал для себя открытие в области человеческих отношений, в любви. Сейчас эти отношения стали более прагматичными. Любовь, о которой мы думали в "Адмирале", научила меня понимать, что важнее любить человека. И не важно, обладаешь ты им или нет. Любить - это дар, он - как вера, и дается не каждому. Но зато такую любовь невозможно растоптать, и, что бы ни произошло, жизнь проживаешь счастливым.