КАК ожидается, уже до 14 марта кабинет М. Фрадкова будет в целом сформирован. Какие ориентиры выбирают в Кремле? Об успехах и «болезнях роста» — наша беседа с советником Президента РФ по экономике Андреем ИЛЛАРИОНОВЫМ.
КАКУЮ бы оценку вы поставили по итогам 4 лет кабинету Касьянова — «четверку», «тройку», а может быть, «двойку»?
— Оценку работе министров дает президент. И он это фактически уже сделал, поменяв правительство. Добавить тут, по-моему, нечего.
Президент недавно сформулировал нашу национальную идею — повышение конкурентоспособности страны. Удвоение валового внутреннего продукта (ВВП) и есть средство достижения этой цели?
— Скорее наоборот: конкурентоспособность — это средство для поддержания высоких темпов роста. Удвоение ВВП — не абстрактная цель. Это не просто тонны угля или километры труб. ВВП на две трети состоит из потребления населения. Это продукты питания, одежда, жилье, услуги образования, медицины, туристические поездки. При прочих равных условиях удвоение ВВП означает повышение вдвое материального благосостояния каждого из нас.
В 2003 г. страна преодолела важный психологический рубеж. По уровню ВВП на душу населения РФ вышла на среднемировой уровень. К концу 90-х в результате беспрецедентного экономического кризиса 80–90-х гг. наш показатель упал со 160% среднемирового уровня до 80%. Благодаря более высоким темпам роста, чем в Европе, США, Японии, в некоторых других странах, за последние 5 лет нам удалось немного приподняться. Хотя, конечно же, до уровня тех же европейских стран России пока еще далеко.
РЕАЛЬНО ли вообще удвоить ВВП за 10 лет?
— За полвека после Второй мировой войны это смогли сделать примерно 60 стран мира. Если власти не совершают грубых ошибок вроде проведения так называемой промышленной политики, не увлекаются благоглупостями вроде перераспределения природной ренты, то нет причин не умножать ВВП в течение одного, другого, третьего десятилетия. Китаю это удается уже 25 лет подряд, за это время его ВВП вырос в 6 раз, а ВВП на душу населения — в 4,4 раза. Если это смогли сделать в такой большой стране, находящейся в условиях жесткого дефицита практически всех основных видов природных ресурсов, в стране, где значительная часть населения до недавнего времени была просто неграмотной, то спрашивается: почему этого не можем сделать мы? Если мы такие умные, то почему такие бедные?
Но есть и другие примеры. Вряд ли в мире найдется страна, более похожая на Россию с точки зрения экономической структуры, общего исторического прошлого, этнического состава, менталитета, чем Казахстан. Тем не менее за последние 4 года среднегодовые темпы роста ВВП в Казахстане составили 10,5%, а в России — только 6,7%. Почему?
Потому что казахстанские власти провели последовательные, жесткие, ответственные реформы. Потому что Казахстан вдвое сократил уровень налогообложения в стране, почти вдвое — удельный вес госрасходов в экономике. Потому что казахстанские власти не допускали произвола своих монополий, а электроэнергетику реформировали так, чтобы получился рынок, а не супермонополия, как в России. Потому что в Казахстане последовательно сокращали бюрократическое регулирование. Потому что не вмешиваются, упаси господи, в процесс ценообразования на зерновом и хлебном рынках. Потому что не допускают роста реального курса тенге.
В 1993 г. ВВП на душу населения в Казахстане составлял 70% от российского уровня, в 2003 г. — уже 98%. В нынешнем году Казахстан, скорее всего, превзойдет Россию по этому показателю. Вот результат блестящей экономической политики!
Вы хотите сказать, что у нас идея удвоения ВВП оставалась лишь благим пожеланием президента, а правительство недорабатывало?
— У нас существует два подхода к развитию страны. Согласно одному российские граждане ничем не хуже граждан других стран и могут добиваться результатов, по крайней мере, не худших.
Другой подход исходит из убеждения, что стагнация и кризис являются естественным состоянием России. Вначале нам говорили: мы не такие, как американцы и немцы, и так, как они, работать и жить никогда не будем. Потом нам сказали, что и Португалия — нам не указ, нам оскорбительно, что нас сравнивают с Португалией. Теперь нас убеждают, что и с китайцев и казахстанцев нам примера брать нельзя. Ну что ж, если так дело пойдет, то мы еще, очевидно, услышим, чем мы отличаемся от жителей Мозамбика, Гвинеи и Афганистана. Другими словами, нас убеждают, что жители России — это очень особый народ, не желающий жить богато, счастливо и долго.
После прошлогоднего заявления президента о необходимости удвоения ВВП за 10 лет многие политики, экономисты, министры, конечно, произнесли дежурные слова о том, как все эти цели они поддерживают. Но потом сказали примерно следующее: во-первых, мы этого не можем, а во-вторых, нам этого не надо… Увы, в стране нет общественного согласия по поводу того, надо ли нам вылезать из многолетнего «болота» или лучше все же оставаться в нем. Президент, вне всякого сомнения, — самая влиятельная политическая фигура в стране. Но и он не может пойти на то, по поводу чего нет общественного согласия.
ЦЕНТРОБАНК не устает поражать воображение накопленными валютными резервами — под 90 млрд. долларов. Правительство рапортует о создании стабилизационного фонда. Но каково эти победные отчеты звучат в стране, где 30 млн. человек живут в нищете? Как объяснить простому человеку, почему государство копит деньги, а не пускает их на борьбу с бедностью или хотя бы на развитие производства?
— Это как раз то, что власти делают в целом правильно. Пожалуй, единственно приемлемое использование этих средств сегодня — опережающее погашение внешнего долга. Если не допускать прироста валютных резервов, а всю валютную выручку тратить на потребление, то курс будет скорее ближе к 20, а не к 28 рублям за доллар. В итоге издержки производства в большинстве отраслей станут неприемлемо высокими, их продукция станет сверхдорогой и неконкурентоспособной, и тогда большинство предприятий рискует остановиться.
Парадокс: деньги есть, а использовать их нельзя?
— А такое бывает не только в экономике — в каждой семье. Если родители потакают капризам своего взрослого дитяти, продолжая покрывать без ограничений любые его траты, то возникает риск, что он останется иждивенцем и никогда не научится работать и зарабатывать. Нам следует сделать все возможное, чтобы избежать судьбы страны-иждивенца, благосостояние которой будет зависеть либо от милостей международных организаций, либо от капризов мировой конъюнктуры. Россия должна научиться не тратить немедленно деньги, не заработанные нашими усилиями, а поступившие к нам, как манна небесная, в результате благоприятных для нас цен мирового рынка.
Хотя, честно говоря, я не вполне уверен, что это объяснение убедит тех людей, которые действительно живут трудно. Кому-то именно сегодня нужны средства на лекарства, на питание, кому-то трудно платить за жилье, за образование. Но жизнь — довольно жесткая штука. Для того чтобы страна жила прилично, необходимо, чтобы большинство граждан страны могли работать и зарабатывать. А если в результате политики перераспределения доходов останавливаются заводы — количество малоимущих в стране не уменьшается, а увеличивается.
Увы, у некоторых деятелей никак не ослабевает желание делить деньги в чужих карманах. Между тем показателем политической зрелости страны и ее руководства является способность спокойного отношения к ЧУЖОЙ собственности — независимо от ее размеров, способов хранения и использования. Независимо от того, каковы резервы Центрального банка и размеры стабилизационного фонда, сколько денег лежит на счете твоего соседа — будь его фамилия Иванов или Ходорковский.
В основе процветания всех без исключения развитых стран лежит «кредитная история» их властей, в течение десятилетий и столетий всей мощью государственной машины защищавших институт собственности. И наоборот, как только власти забывают о первоочередной обязанности — обеспечении безопасности граждан и гарантий прав собственности, как только они начинают заниматься «правильным» распределением, экономический рост заканчивается, а количество неимущих неизбежно возрастает. Перераспределительная политика обрекает любую страну на жесточайший кризис — будь то Аргентина и Россия 90-х годов или же нынешние Венесуэла и Зимбабве. Она гарантирует падение темпов роста экономики и стагнацию даже в самых высокоразвитых странах — Швеции, Японии.
ЧТО будет с курсом рубля, доллара и евро? Дайте совет нашим читателям, как поступить со своими сбережениями.
— Некоторые экономисты считают возможным снижение курса доллара еще примерно на 20% — до 1,40–1,50 долл. за евро в течение года. Другие полагают, что он может немного укрепиться.
Что же касается возможных советов нашим гражданам, как им поступать со своими деньгами, то мне кажется, потребность в таких советах слегка преувеличена. Во-первых, в своих решениях по расходам люди следуют собственным предпочтениям — едут в путешествия, покупают машины, строят дома, учат детей, откладывают средства на лекарства. Во-вторых, народ у нас стал вполне экономически грамотным, последнее десятилетие научило его многому. Наши люди неплохо понимают последствия проводимой властями политики, внимательно следят за событиями в стране и за рубежом и принимают, как правило, весьма разумные решения.
Автор благодарит организаторов Международной экономической конференции в г. Белокурихе (Алтайский край) за содействие в подготовке этого интервью.