Искусствовед, бывший заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи (2002-2008), ранее – глава сектора новейших течений в музее-заповеднике "Царицыно" (1989-2002), собравший крупную коллекцию современного русско-советского искусства, переданную ГТГ в 2001 году. В мае 2007 года как куратор выставки "Запретное искусство - 2006" стал фигурантом уголовного дела, в рамках которого в мае 2008 года был обвинен в возбуждении расовой, национальной и религиозной вражды.
Андрей Владимирович Ерофеев родился 25 июня 1956 года в Париже в семье советского дипломата. Кроме него, в семье воспитывался еще один сын, Виктор (1947 года рождения, в будущем – известный писатель, лауреат литературной премии имени Владимира Набокова).
В 1978 году Ерофеев окончил исторический факультет МГУ имени Ломоносова, отделение истории искусства.
В 1982-1989 годах Ерофеев работал архитектором, научным сотрудником, затем – старшим научным сотрудником в ЦНИИ теории и истории архитектуры в секторах истории русской и советской архитектуры (ВНИИТАГ). В 1984 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме "Художественное объединение "Мир Искусства" и русская культура начала ХХ века".
В 1989 году Ерофеев возглавил сектор новейших течений в музее-заповеднике "Царицыно". По данным радио "Культура", за время работы в музее-заповеднике он собрал коллекцию современного русско-советского искусства в количестве более двух тысяч произведений. По данным газеты "Коммерсант", свою коллекцию Ерофеев начал создавать еще до прихода в "Царицыно", и за годы работы в музее-заповеднике увеличил собрание на 850 предметов. По признанию некоторых исследователей искусства, "только его стараниями" произведения русского художественного андеграунда 1960-1980 не пропали, а оказались в государственном хранилище.
В 2001 году коллекция Ерофеева из "Царицыно" была передана в Государственную Третьяковскую галерею (ГТГ), а в декабре 2002 года Ерофеев стал заведующим отделом новейших течений Третьяковки. Впоследствии, работая в Третьяковской галерее, Ерофеев выстроил новую постоянную экспозицию, посвященную российскому искусству 1960-2000 годов, организовал лекторий по современному искусству, программу видеопоказов, а также педагогические программы. Он выступил устроителем ряда выставок современного искусства, таких как персональные выставки классиков московского концептуализма Эрика Булатова ("Живу—вижу" в 2003 году и "Вот!" в 2006 году) и Ильи Кабакова ("Десять персонажей", 2003 год), а также организовал такие концептуальные выставки, как "Сообщники" (2005), "Русский поп-арт" (2005) и "Соц-арт" (2007).
Организованные Ерофеевым выставки публикой оценивались неоднозначно. В частности, возмущение православных активистов вызвала картина Александра Косолапова "Икра" (изображающая оклад от иконы, заполненный черной икрой) с выставки "Поп-арт", после чего дирекция Третьяковки изъяла ее из экспозиции. Скандалы сопровождали и выставку "Соц-арт", показанную на 2-ой Московской биеннале современного искусства. В частности, накануне отъезда выставки в Париж министр культуры России Александр Соколов заявил, что она станет "позором для России". После этого, уже во время переезда экспозиции в Париж, из приготовленных к отправке экспонатов по инициативе как самой ГТГ, так и руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого было изъято несколько работ, что вызвало возмущение в прессе и в обществе. Скандалы не закончились и после того, как выставка была проведена. После того как Соколов в интервью газете "Московский комсомолец" в октябре 2007 года по сути обвинил руководство Третьяковки в коррупции при подготовке экспортного варианта выставки "Соц-арт. Политическое искусство России", музей подал в суд на министра и ЗАО "Редакция газеты "Московский комсомолец". Однако в апреле 2008 года Хамовнический суд Москвы поданный ГТГ гражданский иск о защите деловой репутации отклонил.
По словам Ерофеева, после "Соц-арта" его отделу не давали делать выставки, а также "отменили лекции и видеопоказы". Следующую свою выставку Ерофеев организовал не в ГТГ, а в Музее и общественном центре имени Сахарова, вместе с директором музея, известным правозащитником Юрием Самодуровым. Эта выставка, названная "Запретное искусство - 2006", открылась в марте 2007 года, в дни 2-й биеннале современного искусства. На ней были представлены работы, не допущенные к показу на экспозициях в Третьяковской галерее в 2006 году. Вскоре после открытия выставки профессор Московской духовной академии Андрей Кураев заявил о том, что, по его мнению, выставка оскорбительна для верующих и должна стать основанием для того, чтобы ее устроителям впредь была запрещена любая выставочная деятельность. Против "Запретного искусства" также выступили представители православной общественности, в том числе организации "Народный собор" и Союз православных граждан. Тогда же прозвучали требования закрыть центр имени Сахарова, поскольку "в нем постоянно готовятся антинародные и антигосударственные провокации". Вместе с тем критики отмечали, что почти половина работ, вызвавших возмущение части публики, была создана еще в советское время - эти произведения искусства критиковали партийные власти при помощи сравнения коммунистической идеологии с религией.
С требованием привлечь к ответственности организаторов выставки в том же 2007 году выступило православно-патриотическое движение "Народный собор". В мае 2007 года против организаторов "Запретного искусства" было заведено уголовное дело. Проведенная в ходе следствия экспертиза установила, что выставка направлена "на дискредитацию традиционных культурных и духовных ценностей основного населения именно Российской Федерации". В мае 2008 года Самодурову было предъявлено обвинение в возбуждении расовой, национальной и религиозной вражды, причем в обвинительном заключении была упомянута "неопределенная группа граждан, исповедующих православную религию", которые подверглись "разрушению сложившейся у них картины мира". В том же месяце аналогичное обвинение - "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием служебного положения" - было предъявлено и Ерофееву.
В июне 2008 года директор ГТГ Валентин Родионов подписал приказ об увольнении Ерофеева. При этом представители Третьяковки утверждали, что его увольнение не было продиктовано идеологическими соображениями, а стало результатом нарушения им музейного порядка. Было заявлено и о возможности расформирования отдела, который возглавлял Ерофеев.
В июле 2008 года уголовное дело организаторов выставки "Запретное искусство - 2006" было направлено в суд. В том же месяце уже бывший начальник Ерофеева Родионов обратился с официальным письмом к министру культуры РФ Александру Авдееву, председателю комитета Госдумы РФ по культуре Григорию Ивлиеву, заместителю председателя Совета при президенте РФ по культуре и искусству Михаилу Пиотровскому и председателю комиссии Общественной палаты РФ по культуре Карену Шахназарову, в котором попросил провести повторную искусствоведческую экспертизу выставки "Запретное искусство – 2006", поскольку первая экспертиза "проводилась специалистом, не обладающим соответствующей квалификацией".
Заместитель директора ГТГ Ирина Родионова, выступая на радио "Эхо Москвы", пояснила, что руководство музея не ставит перед собой цель "защищать непосредственно Ерофеева, а лишь выступает за то, чтобы проводимая экспертиза была профессиональна. Упрекая Ерофеева в несоблюдении должностных инструкций и правил музейного распорядка, она неоднократно подчеркивала, что он - талантливый куратор, однако, по ее мнению, "профнепригоден как музейщик", хранитель, поскольку в музей он "пытался привнести правила работы частной галереи". На пресс-конференции в РИА Новости, организованной в июле 2007 года, Ерофеев охарактеризовал свой конфликт и конфликт возглавляемого им отдела с руководством Третьяковки как "институциональный", "вызванный противоречиями между традиционным музеем и музеем современного искусства". Также он поблагодарил Третьяковскую галерею за то, что ему была предоставлена возможность в течение ряда лет работать в ее стенах, и заявил о своем намерении создать музей актуального искусства. При этом неопределенной осталась судьба коллекции Ерофеева, в свое время переданной Третьяковке. Более половины ее экспонатов не принадлежит ГТГ, которая хранит их лишь на временных правах. Уходя из Третьяковки, Ерофеев призвал художников - владельцев картин не забирать их из музея.
В конце августа 2008 года производство по уголовному делу было приостановлено в связи с болезнью Ерофеева. В феврале 2009 года слушания по делу были возобновлены. Из-за неправильно составленного обвинительного заключения защита Ерофеева и Самодурова просила вернуть дело в прокуратуру, настаивая на абсурдности обвинений, поскольку "нельзя судить людей за организацию выставки". Однако в апреле 2009 года Таганский суд Москвы отказался вернуть дело организаторов выставки "Запретное искусство-2006" в прокуратуру, помимо этого, он отклонил ходатайство о повторном проведении ряда судебных экспертиз.
Критики, особо подчеркивая роль Ерофеева в сохранении произведений русских художников 60-х - 80-х годов, писали о том, что сам он задачей искусства считает воспитание общества через поиск его болевых точек и нарушение разного рода табу. Они отзывались о нем как о человеке "необычайно упрямом", известном "своим демонстративно несгибаемым нравом и публичными схватками с начальством". В свою очередь, замдиректора Третьяковки Лебедева заявляла, что Ерофеев "по своему типу личности… – разрушитель". Она называла его "блестящим манипулятором общественным сознанием", манера поведения которого строится "по законам шоу-бизнеса".