Беседа с владельцем jargon.ru Андреем Алексеевым-Полянским состоялась 21 мая 2007 года.
Добрый день. Не могли бы вы вспомнить, как начинался проект jargon.ru? Когда сайт празднует день рождения? Какие события поспособствовали появлению jargon.ru?
-Здравствуйте. С самого начала проекта мы предполагали, что он будет популярен, поэтому сразу фиксировали значимые события.
Жаргон.ру
родился в начале осени 2004 года, но официальная дата запуска (тогда же мы и празднуем день рождения сайта) - 29 ноября 2004 года.
Идея Жаргон.ру реализовалась среди ряда других наших проектов, а возникла она очень просто - в 2004 году мне по работе приходилось каждую неделю находить значения мно
жества слов, которые являлись профессиональными жаргонизмами, поэтому я подумал – наверное, я не одинок в этом поиске, а может быть, создать сайт, на котором человек с похожими задачами сможет найти все, что ему нужно?
Так родилась сама идея, которая не реализовалась бы в полном объеме без усили
й моего друга и программиста - Сергея Мелехова. Он сам заинтересовался идеей проекта Жаргон.ру и стал создателем программной части проекта.
Опирались ли вы на какие-то другие сайты при выработке концепции jargon.ru?
-Мы просмотрели похожие ресурсы, но нашли мало интересного - то хромал поиск,
то наполнение, то дизайн, то идея сайта в принципе.
В Интернете и в Рунете в частности есть ряд сайтов, которые держат журналисты и любители своего дела, сделавшие свои словари жаргонизмов - среди них есть очень хорошие по содержанию сайты, видно, что люди всерьез интересуются языком и жаргонам
и, но каждый из них обычно несет определенную тематическую направленность. Мы же создали энциклопедию, призванную собрать все существующие жаргоны.
Вот вы позиционируете jargon.ru как энциклопедию (ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКА). Такой статус как-то влияет на формат подаваемой ин
формации?
-Да, повторюсь, позиция Жаргон.ру - именно энциклопедия жаргонов, поэтому мы приглашаем авторов, которые хотят создать свои словари, не изобретать велосипед, а воспользоваться тем, что уже подготовил для них наш проект. Человек может зарегистрироваться, пройти короткий онлайн-тренинг (п
родолжительность - 10 минут), и он - готовый автор Жаргон.ру.
Статус энциклопедии обязывает нас делать информацию удобной для поиска, чтения и понимания. Для каждого слова в виде удобных ссылок предусмотрены синонимы, антонимы, а также примеры применения, даже изображения. Все как в настоящей кни
жной энциклопедии, только с современными возможностями - легко найти, можно написать свои комментарии, которые увидят все, и это - вполне легально, а не как раньше: взял энциклопедию в библиотеке, написал на полях комментарий к статье, а тебя оштрафовали за порчу библиотечного имущества.
Какие з
адачи авторы jargon.ru ставили перед собой на начальном этапе? Чувствуете ли вы, что с течением времени задачи меняются и становятся более глобальными? Удается ли поставленные задачи выполнять?
-Сайт задумывался не как коммерческий, а как имиджевый проект. Одна из целей - повысить грамотность люд
ей, а для этого надо показать, что не надо бояться жаргонизмов, нужно их знать и понимать их значение. Старое мудрое правило: Если боишься чего-то - познай это!
Сама тема не может быть слишком популярной - это же не знакомства, не халява, не юмор - но поклонники есть, эта аудитория стимулирует на
с к дальнейшему развитию проекта.
Как часто jargon.ru менял внешний вид?
-Читатели Жаргон.ру стали свидетелями лишь одного изменения дизайна (мы ушли от книжно-бумажного вида и пришли к тому, который вы можете видеть сейчас), хотя мы рассматривали несколько вариантов и, признаюсь, вынуждены б
ыли отклонить очень красивый дизайн в пользу практичного.
Получал ли jargon.ru какие-то премии, награды?
-Жаргон.ру - дважды призер конкурса "Золотой сайт" в 2005 и 2006 годах, а также призер Международного фестиваля некоммерческих интернет-проектов 2006 года.
Отмечу, что нам важно не толь
ко формальное признание, но живое мнение читателей и почитателей, профессионалов, поэтому нам помогают не только дипломы, но и публикации в газетах, журналах, упоминания на радио и ТВ.
Сотрудничает ли jargon.ru с какими-то другими сайтами? Какие требования вы предъявляете к потенциальным онлайн-
партнерам?
-Жаргон.ру - некоммерческий сайт, почти как канал Культура на ТВ, поэтому мы не стремимся зарабатывать на нем денег и привлекать таких спонсоров, которые бы сильно засоряли наше информационное пространство, никаких всплывающих окон, рекламных сетей, в которых перед посетителем вылезает
flash-мультик, в котором надо искать кнопку "Закрыть". Реклама по минимуму, просто чтобы проект не был убыточным.
Мы готовы рассматривать предложения по спонсорству, а также - сотрудничеству, но с опреденными условиями, чтобы реклама не была навязчивой, а сохранялась основная цель - всеобщий ли
кбез в области языка.
У вас на сайте есть раздел "УСПЕШНО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОИСК ОТ ЖАРГОН.РУ". Каким образом здесь происходит сотрудничество?
-Все очень просто - сайты устанавливают у себя код формы поиска Жаргон.ру (цвет формы они могут выбрать), расширяя тем самым функционал своих проектов. В ос
новном это дает другим проектам повышение индекса цитирования, ведь они упоминаются на каждой странице Жаргон.ру.
Как на начальном этапе раскручивался jargon.ru? Каким образом раскручивается и рекламируется jargon.ru в настоящее время?
-Так как проект некоммерческий, то тратить деньги на рекл
амные плакаты на улицах, в вагонах метро, на радио и телевидении мы не стали. Один из самых доступных в Интернете способов раскрутки - баннерная реклама, но и он оказался не лучшим выбором, т.к. из 10000 показов на баннер нажимали один раз, а внушить человеку, что ему нужен Жаргон.ру - не самая благ
одарная затея.
Поэтому мы пошли по пути наименьшего сопротивления, который и оказался выигрышным - мы стали рассказывать друзьям-лингвистам, преподавателям и просто специалистам о проекте, после чего наша аудитория стала расти, а вместе с ней - и информационное наполнение проекта.
Благодаря
тому, что на Жаргон.ру уже почти 50.000 терминов, нас в различных поисковиках достаточно часто находят те люди, которым это действительно нужно.
Мы обдумываем разные варианты рекламы Жаргон.ру, но ориентируемся не на массового потребителя, а на людей определенного склада ума.
А какова в насто
ящее время посещаемость jargon.ru?
-На сегодняшний день посещаемость сайта колеблется от 400 до 700 уникальных пользователей в день. Для известного интернет-проекта не так уж много, но это те люди, которые ищут и находят то, что им нужно, и потом возвращаются к нам.
Через 2 недели после запуск
а Жаргон.ру, о проекте появилась статья на информационном ресурсе internet.ru. Эту статью себе скопировали еще несколько интернет-изданий, после чего посещаемость проекта резко возросла. Самое интересное заключается в том, что мы узнали о существовании этой статьи только пост-фактум, а именно - когд
а увеличилась та самая пресловутая посещаемость. Были и другие публикации, в том числе - в журнале Мир ПК (март 2005 года).
До нас даже доходили известия, что о проекте рассказывали по радио "Эхо Москвы".
Интервью bal-con.ru - это первый случай, когда публикующая сторона обратилась к нам до пу
бликации, за что вам спасибо.
Сколько на jargon.ru зарегистрированных пользователей? Какова роль рубрики АКТИВНЫЕ АВТОРЫ в стимулировании авторов?
-На данный момент у нас зарегистрировано около 700 авторов и комментаторов, но постоянных читателей гораздо больше.
Рубрика АКТИВНЫЕ АВТОРЫ соз
дана не для активной стимуляции новых авторов, которые добавляли бы много новых, но неинтересных слов, а для того, чтобы выразить благодарность авторам, которые добавляют интересные термины.
Иногда мы просматриваем вновь поступившие слова и обнаруживаем, что у нас появился новый автор из Сибири и
ли из Украины, который активно добавляет новые и интересные слова.
В основном круг авторов состоит из увлеченных людей, либо тех, кто увидел, что у нас не хватает пары терминов и счел своим долгом добавить эти слова.
А если же говорить о всех посетителях jargon.ru: кто они?
-Соответствующи
е опросы готовятся, но уже можно сказать, что самые частые посетители сайта - это профессионалы из разных областей, студенты, аспиранты и преподаватели.
Географический разброс читателей и авторов Жаргон.ру - это весь мир, а в основном - различные регионы России.
Каким образом идет отбор слов
в словарь? Кто занимается проверкой поданной информации?
-Информацию на сайт может добавить любой зарегистрировавшийся пользователь (автор), а вот редактирование и принятие слова в словарь (без этого слово не будет видно читателям) - дело доверенных людей, которые в свое время проявили себя как х
орошие и грамотные авторы. В каждом словаре есть свой редактор, у одного редактора может быть несколько словарей, а у одного словаря - много редакторов.
К каким словарям вы чувствуете повышенный интерес со стороны посетителей (не в плане добавления новых слов, а в плане читаемости)?
-Одни из
самых популярных словарей - это:
Наркоманы и наркодилеры
Русские фразеологизмы
Жаргон падонкафф
Жаргон тусовки
а также профессиональные:
Архитектура и Строительство
Одежда и Мода
Вот такие разные словари пользуются повышенным интересом со стороны наших читателей.
Это объясняется
просто - слово "жаргон" для русских людей означает некий не очень легальный язык, в том числе - ругательства, поэтому чемпион по поиску - слово из трех букв, а также - другие нецензурные слова. На Жаргон.ру дается подробное описание таких слов и история их происхождения, поэтому после чтения наших с
татей человек может похвастаться перед своими друзьями дополнительными знаниями.
Сталкивается ли jargon.ru с проблемой воровства контента?
-Нам пока не сообщали, что с Жаргон.ру было что-то украдено в чистом виде, ведь достаточно сложно уличить в краже народного творчества, не так ли? Мы всег
да просим тех, кто использует материалы нашего проекта, делать ссылку на Жаргон.ру, чтобы соблюсти хотя бы какие-то рамки приличия.
С другой стороны, были ли к вам претензии?
-Недавно был такой случай, суть которого заключалась в том, что на Жаргон.ру попали материалы с другого сайта - в итог
е мы решили проблему, поставив правильную информацию об авторстве в каждом слове со ссылкой на сайт-источник. Мы с уважением относимся к чужой информации и просим авторов подобных ресурсов сообщать о нарушениях, если таковые появляются на нашем сайте.
Как часто приходят письма от читателей? Что
они думают о jargon.ru? Помогают ли советами?
-Когда мы создавали проект, то не знали - как он будет воспринят читателями.
Мы ожидали письма от людей, выросших в эпоху всеобщей цензуры и привыкших исключительно к допущенному цензурой печатному слова, и потому недовольных тем, что проект с таки
м именем существует, и, особенно, что в нем, помимо прочего, присутсвует нецензурная лексика.
К счастью, аудиторию Рунета с 1994 года составляют не ханжи, а современные и хорошо образованные люди, поэтому я не припомню, чтобы пришло злобное письмо. В основном, к нам приходят сообщения с благодарн
остями от учителей и студентов, которые профессионально используют материалы Жаргон.ру. Обращаются также и за помощью в поиске каких-то редких слов, которых нет еще на Жаргон.ру, в таких случаях мы с радостью помогаем, т.к. это развивает и сам проект.
В момент зарождения проекта мы слушали критик
у по поводу формата подаваемой информации, дизайна, поиска и т.п. Мы очень благодарны всем тем, кто давал нам дельные советы.
Проводит ли jargon.ru оффлайн-мероприятия для своих читателей?
-Пока нет, но мы подумываем на тему создания таких мероприятий. Если у кого-то из наших читателей появят
ся подобные идеи, мы будем рады сотрудничать.
Можно ли узнать о ближайших планах jargon.ru? Куда движется проект?
-Проект подходит к новой стадии своего развития, а именно - от простого заполнения словарей, которое в какой-то момент снижает свою динамику, мы будем переходить к активному общен