Авиакатастрофы, к сожалению, являются не таким уж редким событием, и можно утверждать, что в той или иной степени их причиной является человеческий фактор. Однако ситуации, когда роковое событие, уносящее жизни многих людей, происходит из-за осознанных действий кого-либо, является особенно трагичным. К таким событиям относится произошедшая 14 марта 2015 года катастрофа с самолетом А320, унесшая жизни 150 человек, в том числе нескольких детей. Виновником этой трагедии назван второй пилот самолета Андреас Любиц.
Андреас Гюнтер Любиц (Andreas Günter Lubitz) родился 18 декабря 1987 года в небольшом немецком городе Монтабаур (земля Рейнланд-Пфальц). Его отец занимается бизнесом, а мать – учительница музыки и церковная органистка. В семье имеется еще один сын, имя и возраст которого по этическим соображениям не называются. Андреаса Любица все характеризуют как дружелюбного и спокойного мальчика, к тому же он любил спорт и часто вместе с отцом по утрам совершал пробежки. Андреас начал подрабатывать еще в школьные годы - он работал в кафе Burger King, где заслужил репутацию 'надежного и незаметного' молодого человека. В 14 лет подросток начал посещать местный аэроклуб, и, по отзывам инструкторов, просто грезил полетами. Профессия летчика очень престижна в Германии, поэтому отбор желающих работать в коммерческой авиации проводится очень тщательно. Однако Андреас успешно прошел все испытания, включая психологическое тестирование. В 2008 году, окончив среднюю школу, он стал обучаться в Бременской летной школе 'Люфтганза', а затем - в тренировочном центре 'Люфтганза', расположенном в американском городе Гудйер (штат Аризона). Однако во время обучения Любиц взял несколько месяцев отпуска, объясняя руководству, что страдает периодическими приступами депрессии. Тем не менее, преподаватели и соученики, а позднее коллеги по работе считали Андреса
Любица спокойным и общительным. Он был увлеченным спортсменом, состоял в спортивном клубе авиакомпании 'Люфтганза' и регулярно участвовал в забегах на средние дистанции и в полумарафонах.
С 2012 года Андреас Любиц стал работать в авиакомпании Germanwings. За все время учебы и работы он налетал 630 часов, что для многих авиакомпаний является очень низкой цифрой. Около года Любиц, в ожидании вакансии пилота, был бортпроводником, а с сентября 2013 года перешел на должность второго пилота. Его связывали тесные отношения с учительницей Катрин Гольдбах, с которой он познакомился еще во время работы в Burger King. Рождество 2014 года они провели вместе, принимали участие в дружеской вечеринке, и по всеобщему мнению, Андреас вел себя дружелюбно и выглядел счастливым.
24 марта в 10 часов по среднеевропейскому времени аэробус A320-211 вылетел из Барселоны, направляясь в Дюссельдорф. Через полчаса после взлета самолет стал резко снижаться над Прованскими Альпами, а еще через 10 минут исчез с радаров - произошло его столкновение с горным склоном. Никто из находившихся на борту людей не спасся. Комиссия немедленно приступила к расследованию обстоятельств трагического происшествия. Осмотр квартиры Андреаса Любица в Дюссельдорфе дал неожиданные результаты. Там были обнаружены сильно действующие психотропные средства и записи, из которых сле
овало, что Любиц проходил лечение у психоневролога по поводу психосоматического расстройства и тяги к самоубийству. Там же был обнаружен разорванный больничный лист, в котором 24 марта значилось как день, в который Любицу не следовало работать. Кроме того, выяснилось, что он обращался и к офтальмологу по поводу прогрессирующей болезни глаз.
Подозрения подтвердились после того, как были найдены 'черные ящики' самолета и прослушаны имеющиеся там записи. Оказалось, что сразу же после взлета Андреас Любиц дважды сказал капитану Сондхаймеру, что поскольку тот не успел сходить в туалет во время длительной стоянки в Барселоне, то может сделать это в любое время. В 10.27, после набора высоты, Сондхаймер порекомендовал Любицу начать подготовку к посадке в Дюссельдорфе, на что тот коротко ответил: 'Поглядим', затем капитан вышел из кабины. После этого самолет резко пошел на снижение и раздался автоматический сигнал тревоги. На записи слышно, как Сондхаймер требует открыть дверь кабины, затем в 10.35 раздаются удары по металлу – видимо, капитан пытался справиться с дверью при помощи лома или топорика. Менее чем через две минуты раздается еще один сигнал тревоги и крик: 'Земля! Тяни наверх! Открой эту проклятую дверь!'. За все это время Любиц ничего не говорил, но на записи слышно его спокойное дыхание. В 10.40 происходит удар, и самолет ра
рушается.
Согласно мнению экспертов, Любиц преднамеренно повел самолет на снижение, и причиной этому было его психическое состояние, которое усугубилось угрозой отстранения от полетов вследствие проблем со зрением. Катрин Гольдбах признает существование этих проблем, но утверждает, что они работали над ними, планировали свадьбу, и причин для самоубийства у Андреаса не было. Психологи авиакомпании, работавшие с Любицем, также утверждают, что перед полетом он вел себя совершенно нормально. Правда, выяснилось еще одно обстоятельство: Катрин ждет ребенка, но незадолго до этого она узнала о романе жениха со стюардессой по имени Мария. Чтобы загладить конфликт, Любиц подарил Катрин на день рождения автомобиль 'Ауди'. Мария также дала показания, в которых она утверждает, что ее возлюбленный часто просыпался с криком 'Мы падаем' и заявлял, что о нем еще услышит весь мир.
Каковы бы ни были мотивы поведения Андреаса Любица, их результат стал настоящей катастрофой, приведя к гибели полутора сотен людей. Компания Germanwings понесла убытки на сумму не менее 300 млн. евро, а также утратила свою репутацию. Авиакомпании всего мира усилили требования к работе штатных психологов и ужесточили правила полета: теперь в кабине должно находиться не менее двух человек, и в отсутствие капитана за действиями пилота должен следить старший бортпроводник