Он получил эксклюзивный контракт с театром с момента своего дебюта в 1961 году – и оставался постоянным участником труппы до своей внезапной смерти от сердечного приступа в 1994.
Андреа Велис (Andrea Velis) – американский тенор, который исполнил более 60 ролей в Метрополитен-опера (Metropolitan Opera) и был одним из лучших характерных артистов компании. Ему принадлежит рекорд по количеству выступлений за сезон – 106, то есть, Велис на протяжении своего первого сезона в МЕТ выступал практически каждый вечер. Он получил эксклюзивный контракт с театром с момента своего дебюта в 1961 году – и оставался постоянным участником труппы до своей внезапной смерти от сердечного приступа в 1994.
По словам музыкального писателя Альфреда Хабея (Alfred Hubay), пару лет спустя после своего дебюта в МЕТ в качестве Джо (Joe) в 'Девушке с Запада' (La Fanciulla del West) Андреа Велис полностью оправдал свой титул 'принца компримарио'. Узнав об этом, острый на язык Велис не удержался от шутки: 'Я прогрессировал. Сначала я был принцем, потом королем. В конце концов, 'New York Times' назвал меня 'компримарио из МЕТ в высшей степени развития'. Я так и не узнал, что они имели в виду'.
Андреа Велис – американец греческого происхождения, его настоящая фамилия Капсамбелис (Capsambelis). Он родился в 1927 году в Нью-Кенсингтоне, штат Пенсильвания (New Kensington, Pennsylvania). Его отец был владельцем ресторана и надеялся, что сын присоединится к семейному бизнесу, но Андреа имел иные планы. К счастью, учитель музыки в старших классах школы увидела в мальчике несомненный певческий дар и отвела шестнадцатилетнего Андреа к очень уважаемому в Питтсбурге (Pittsburgh) преподавателю вокала Луизи Тейлор (Louise Taylor). Велис и Тейлор поддерживали профессиональные отношения вплоть до ее смерти. Окончив школу, Велис отправился в американскую армию и служил в Японии (Japan), используя каждую возможность учиться и петь. После демобилизации он вернулся в Питтсбург, продолжил обучение у Телор и копил деньги для учебы в Италии (Italy).
Молодому тенору повезло, он выиграл грант Фулбрайта (Fulbright), который позволил ему пять лет проучиться в Национальной консерватории Санта-Чечилия (Accademia di Santa Cecilia) в Риме (Rome), где Велис был учеником Джени Садеро (Geni Sadero).
В 1954 американский тенор, уже гораздо более опытный, вернулся в Питтсбург, где и началась его профессиональная карьера в местной опере, с партии Горо (Goro) в постановке 'Мадам Баттерфляй' (Madama Butterfly). Именно в этот период он решил специализироваться на ролях компримарио, что в итоге позволило Велису составить себе широчайший репертуар из ролей второго плана, в основном, характерных персонажей. На протяжении следующих лет он выступал в Лирической опере Чикаго (Lyric Opera of Chicago), Опере Сан-Франциско (San Francisco Opera), Опере Филадельфии (Philadelphia Opera) и Опере Цинциннати (Cincinnati Opera). Именно там Андреа Велис познакомился с Фаусто Клевой (Fausto Cleva), главным дирижером МЕТ, который не мог не оценить выдающийся талант тенора-компримарио. Маэстро Клева сказал, что он хотел бы, чтобы Велис попал в МЕТ – чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Клева действительно позволил Рудольфу Бингу (Rudolph Bing), легендарному руководителю МЕТ, провести прослушивание, но еще до этого заявил Бингу, что Велис должен петь в МЕТ, и точка.
В следующие тридцать с лишним лет Велис сыграл на сцене МЕТ множество разнообразных, но всегда ярких и живых персонажей, заработав себе репутацию компримарио с большой буквы, выдающегося артиста, истинного мастера ритма и дикции. Самой частой его ролью в МЕТ был Сполетта (Spoletta) в 'Тоске' (Tosca), исполненный Велисом 130 раз. Кроме того, большой популярностью в его исполнении пользовались Дон Базилио (Don Basilio) и Дон Курцио (Don Curzio) в 'Свадьбе Фигаро' (Le Nozze di Figaro), Моностатос (Monostatos) в 'Волшебной флейте' (Die Zauberflote), Альтоум (Altoum) в 'Турандот' (Turandot), Ведьма (Witch) в 'Гензеле и Гретель' (Hansel and Gretel) и другие. В общей сложности, он участвовал в 1867 спектаклях МЕТ.
В дополнение к карьере в театре Велис специализировался на операх Бенджамина Бриттена (Benjamin Britten). Кроме того, в качестве приглашенного солиста он выступал в сопровождении Нью-Йоркского филармонического оркестра (New York Philharmonic) под управлением Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein) и Пьера Булеза (Pierre Boulez), а также с Филармоническим оркестром Майами (Miami Philharmonic) и Питтсбургским симфоническим (Pittsburgh Symphony). В 1977 году Велис дебютировал в Южной Америке (South America) с Оперным театром Сантьяго (Santiago Opera Company). Он также записывался на студиях 'Columbia Records' и 'Deutsche Grammophon'.
Велис скончался от сердечной недостаточности в 1994 году, в возрасте 67 лет.