На этой неделе в России в ограниченный прокат выходит фильм - событие Берлинского фестиваля, картина французского режиссера Андре Тешине Повернуть время вспять, в которой сыграли Жерар Депардье и Катрин Денев.
- Что заставило вас вновь объединить на экране Депардье и Денев?
- Жерар Депардье и Катрин Денев - прекрасная, очень органичная пара: посмотришь на них - и сразу это поймешь. Сразу поверишь, что они вместе. Будто вся память кинематографа в них собрана. Как противиться искушению объединить их? Даже самые великолепные, но неизвестные актеры не смогли бы достичь такого эффекта.
- По-русски фильм называется Повернуть время вспять. Насколько это отражает вашу мысль?
- Это фильм не о прошлом - это фильм в настоящем времени во всех смыслах слова! Я не хотел повторять прошлое и объяснять его, нарочно обошелся без флэшбэков. Для меня это фильм о втором шансе, о том, возможен ли он в любви. Вот что стало источником сюжета.
- Но фотография молодых Денев и Депардье - своего рода флэшбэк.
- Единственный. Других нет. Это не реальная фотография, это коллаж, кстати говоря. Хотя он и напоминает о множестве фильмов, где они играли вместе. Но я не хотел искать молодых актеров, которые сыграли бы персонажей Депардье и Денев в молодости… это всегда выглядит ужасно неестественно.
- А идея смоделировать компьютерных Депардье и Денев в молодости вам в голову не приходила?
- Меня такие методы не интересуют. Молодость не сфальсифицируешь, она в жизни бывает лишь однажды. И это надо уважать. А я не хотел превратить мой фильм в какой-нибудь мультик. Да и не только в омоложенных лицах дело: мне и тела хочется показать такими, какие они есть на самом деле. Так что - никаких компьютеров и минимум грима.
- Вы многократно работали с Катрин Денев…
- Пять фильмов мы сделали вместе. Мне было интересно следить за ее эволюцией. Меня интриговала и интригует до сих пор загадка Катрин. Она остается неразгаданной. Катрин играет не для того, чтобы показать что-то, а для того, чтобы что-то скрыть. Мне такой тип актеров гораздо ближе и мне хочется при помощи моей камеры понять - что же она скрывает?
- Действие Повернуть время вспять, как и некоторых других ваших фильмов, перенесено в Танжер. Почему?
- Я увлечен пограничными пространствами. Танжер в моем представлении - граница между Севером и Югом, Востоком и Западом, Европой и Африкой. Город истинно космополитической культуры. Его обитатели говорят по-французски, английски, испански, арабски… В таком городе чувствуешь себя аборигеном и чужаком одновременно. Людей к этому перепутью толкают разные причины, и на этом перекрестке возникает сгусток энергии, к которому кинематографист просто не может быть равнодушен. А звуки и образы этой части мира куда меньше известны зрителям, чем, скажем, звуки и образы Парижа.
- Как вы считаете, вам удалось поставить историю любви персонажей Депардье и Денев в ряд с другими мини-сюжетами фильма?
- Для меня фильм - мозаика, в которой переплетаются разные истории. Тоже своего рода перекресток. Все истории равноправны, равно важны. Хотя и не каждая из них о любви. Общее в них - идея второго шанса. Смогут ли сестры-близнецы найти общий язык и освободиться друг от друга? Смогут ли сын героини Денев и мальчик-садовник вновь полюбить друг друга? И так далее. Можно ли исправить ошибки прошлого - вот что я хотел бы понять. И можно ли, возвращаясь назад, все-таки двигаться вперед.
- Ответ вы даете двойственный…
- Я не претендую на окончательный ответ. Мое дело - задать вопрос. Первый раз - всегда откровение или разочарование. Но что такое второй раз? Вот этот вопрос. Но ответ я даю скорее позитивный. И конец фильма близок к хеппи-энду. В сущности, Повернуть время вспять - один из самых моих оптимистичных фильмов.
- Что вам больше нравится - создавать мираж недостижимого счастья, как здесь, или такой мираж разрушать - как, например, в ваших Заблудившихся?
- Мираж - способ увидеть реальность по-новому. Только этот переход от мечты и сна к правде может быть травматичным и трагическим, а может - радостным и счастливым. Что, по-вашему, делают Депардье и Денев в финале фильма? Разумеется, просыпаются.
Дальше - Тешине
Французский сценарист и режиссер Андре Тешине родился 13 марта 1943 года. Начинал как кинокритик, писал в Кайе дю синема. В кино дебютировал как режиссер в 1965-м. Работал с такими актерами, как Жанна Моро, Катрин Денев, Изабель Аджани, открыл для кинематографа Паскаля Грегори и Жюльет Бинош.
Среди самых известных фильмов - Воспоминания о Франции (1975), Барокко (1977), Сестры Бронте (1979), Свидание (1985), Воры (1998), Далеко (2001), Заблудившиеся (2002), Повернуть время вспять (2005).