В 1933-м он сделал свои знаменитые немецкие фотосессии, а также выпустил книгу 'Enfants' ('Дети'). Через год вышла книга-фотоальбом 'Париж глазами Андре Кертеша' ('Paris'), и в том же 1934 году он снял свою знаменитую сессию ню - 'Искажения' ('Distortion').
Андре Кертеш (Andre Kertesz), настоящее имя – Кертеш Андор (Kertesz Andor), родился в 1894 году в Будапеште, Венгрия (Budapest, Hungary). Был он средним из троих сыновей в небогатой еврейской семье книготорговца Липота Кертеша (Lipоt Kertеsz) и его супруги Эрнестины Хоффман (Ernesztin Hoffmann). Назвали его Андором, однако для близких и друзей он всегда оставался 'Банди' (Bandi).
Трудности в семье начались в 1908 году, когда туберкулез унес жизнь отца семейства, и тогда заботу об Эрнестине и троих ее сыновьях взял на себя брат покойного Липота.
Старший брат Андора, Имре (Imre), стал биржевым брокером, и по этому же пути должен был пойти и сам Андор, однако никакого желания работать на бирже у него не было. Так, несмотря на то, что он окончил Академию торговли (Academy of Commerce), Андор не торопился становиться финансистом. Это было весьма сложно – в семье его настойчиво убеждали начинать карьеру, в то время как сам Андор еще не вполне осознанно, но все больше и больше начал задумываться об искусстве.
Однажды на чердаке ему на глаза попались старые альбомы с фотографиями и стопка открыток. Начав просматривать их от нечего делать, Кертеш был буквально поражен открывшейся ему истиной. Так, он раз и навсегда понял, что именно это искусство – фотография – способно дать ему нечто, о чем прежде он лишь неясно мечтал. Там же, на чердаке, Андор отыскал и самоучитель по фотографии, и твердо решил во что бы то ни стало попробовать реализоваться именно в искусстве фотографии.
Примечательно, что именно ненавистная ему работа принесла ему возможность фотографировать – на первую же свою зарплату в 1912 году Андор смог купить себе фотоаппарат 'ICA Bebe', и на его первых снимках всегда стояли авторские подписи. Позже он отказался от этой практики и подписывать снимки перестал. Он фотографировал пейзажи, цыган, местных крестьян, стараясь найти свой собственный стиль, а его первой известной фотографией считается снимок спящего мальчика – 'Sleeping Boy, Budapest, 1912'. Впрочем, стиль Кертеша отчетливо проявился уже в 1914 году, очень ярким примером тому служит снимок 'Eugene, 1914'.
Впервые работы Кертеша были опубликованы в 1917 году в журнале 'Érdekes Újság'. Шла Первая мировая война, и Андор служил тогда в рядах австро-венгерской армии.
Путь к славе не был для молодого фотографа простым – работать в ненавистной финансовой сфере Кертеш не желал, а найти в послевоенное время в Будапеште работу фотографа оказалось делом очень непростым. Кстати, в семье его открыто называли бездельником и лентяем, отказываясь верить в его весьма призрачны
й талант.
С другой стороны, Кертеш с упоением вращался в среде художников и фотографов, впитывал в себя мир искусства и старался попасть во все фото-конкурсы, до которых мог дотянуться.
В тот послевоенный период он много снимал родной город – руины, заброшенные здания, улицы с тусклым светом фонарей, и эти работы были отмечены настоящей грустью и неким смирением перед страшной силой – войной.
Признание, которого так долго ждал фотограф, пришло в 1923-м – Кертеш получил грант от Венгерской ассоциации фотографов (Hungarian Amateur Photographer's Association) и был отправлен на учебу в Париж (Paris).
В 1925 году фотограф переехал в Париж жить, ему казалось, что именно этот город способен дать ему раскрыться полностью, именно с Парижем он связывал свои самые честолюбивые надежды. Кстати, именно тогда он изменил и свое имя, став 'французским Андре Кертешом'.
Он не ошибся – настоящая слава и признание пришли к нему именно в Париже. Именно здесь он вошел в круг известных европейских фотографов, и вскоре его снимки появились во многих весьма влиятельных европейских изданиях. 'The Times', 'Frankfurter Illustrierte', 'Berliner Illustrierte', 'Nationale de Fiorenza', 'Sourire', 'UHU', 'Art et Medicine' - все эти издания теперь сами предлагали сотрудничество еще вчера никому не известному венгерскому фотографу. Кроме известности, Кертеш наконец-то стал неплохо зарабатывать. Он смог приобрести себе прекрасную камеру – одну из первых 'Leica'.
В конце 1920-х Кертеш по-настоящему прославился своей работой 'Вилка' ('The Fork', 1928), и впоследствии именно этот снимок стал самой известной его фотографией.
В 1930-м Кертеш приехал в Будапешт, и там он повстречал и свою жену - Элизабет Сали (Elizabeth Saly), которую позже увез в Париж.
В 1933-м он сделал свои знаменитые немецкие фотосессии, а также выпустил книгу 'Enfants' ('Дети'). Через год вышла книга-фотоальбом 'Париж глазами Андре Кертеша' ('Paris'), и в том же 1934 году он снял свою знаменитую сессию ню - 'Искажения' ('Distortion').
Позже, в середине 1930-х супруги переехал в Нью-Йорк (New York), и это был уже следующий этап его творчества – 'американский'. Он был знаменит и там – персональные выставки фотографа проходили в Чикаго (Chicago) и Нью-Йорке.
Андре Кертеш дожил до глубокой старости и скончался в возрасте 91 года, 28 сентября 1985 года. Похоронили его вместе с супругой, которая умерла в 1977 году от рака.
К моменту своей смерти Кертеш имел славу фотографа с мировым именем, являясь одним из крупнейших мастеров мировой фотографии.
Именем Андре Кертеша назван кратер на Меркурии