Бретон был авторитарным лидером и не терпел возражений, поэтому многих его учеников оттолкнула его тирания.
По профессии Бретон был врачом. Между 1916 и 1924 гг. участвовал в одном из самых экстравагантных течений авангарда - дада. В 1922 году он опубликовал свой первый манифест сюрреализма (слово «сюрреализм» придумал умерший в 1918 году знаменитый французский поэт Гийом Аполлинер), за которым в 1928 год
у последовала эпохальная работа «Сюрреализм и живопись» – второй, более основательный манифест сюрреализма. На живопись Бретон оказал глубокое и продолжительное влияние: в течение двух десятилетий большинство молодых художников во Франции и других странах черпали вдохновение в идеях сюрреализма. Бре
тон был авторитарным лидером и не терпел возражений, поэтому многих его учеников оттолкнула его тирания. Бретон пытался реализовать себя также в политике. Одно время входил в Коммунистическую партию Франции, участвовал в леворадикальных движениях. К числу литературных шедевров Бретона принадлежат за
гадочный и изящный роман «Надя»(1928); книга «Сообщающиеся сосуды» (1932); патетическая дилогия «Бешеная любовь» (1937) и «Аркан 17» (1945). Весьма интересен его труд «Магическое искусство» (1957). Известный и авторитетный знаток французской литературы Сергей Дубин писал в журнале «Иностранная литер
атура» (1996, № 8), посвященном 100-летию Андрэ Бретона: «Не сумев, быть может, вывести собственные словесные достижения из круга маргинальности и привлекательности лишь для редких любителей, сюрреализм тем не менее своей уличной дерзостью, критикой рутинной или помпезной эстетики - а порой и этики
- и, в особенности, триумфальным «открытием» роли произвольного, чудесного в творчестве проник во множество мельчайших щелочек современного искусства и художественного быта. Поп-арт, концептуализм, новый роман, роман-коллаж, action painting Поллока, магический реализм писателей Восточной Европы и Юж