Популярные личности

Анатолий Заславский

Художник
На фото Анатолий Заславский
Категория:
Дата рождения:
1939-11-02
Место рождения:
Киев, Украина
Гражданство:
Украина
Читать новости про человека
Биография

Биография

С 1966 года участвует в городских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.
В 1977 году вступил в Союз Художников.


Родился 2 ноября 1939 года в Киеве.

1941-1945 гг. - эвакуация в Туркмению.

В 1957 году закончил среднюю художественную школу в Киеве.

1958 - 1959 гг. - Неудачное поступление в Киевский государственный художественный институт им. Т.Г. Шевченко (принят на педагогическое отделение, переведен на фивописный факультет и исключен за незнание украинского языка). Работа художником-ретушером на киевской фабрике "Жавтень". Отъезд в Ленинград.

В 1965 году закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (отделение монументальной живописи).

С 1966 года участвует в городских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

В 1977 году вступил в Союз Художников.

1983 год - Персональная выставка в Доме Ученых в Лесном.

1986 год - Персональная выставка в Голубой гостиной ЛОСХа.

1987 год - Персональная выставка в музее-квартире Ф.М. Достоевского.

1991 год - Персональная выставка в "Дягилевском центре", Мраморный дворец.

1992 год - Персональная выставка в Музее театрального и музыкального искусства.

Произведения находятся: в Государственном Русском музее, Музее истории Петербурга, Музее театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург); в Киевском государственном музее русского искусства, в Пермской картинной галерее, в Петрозаводском художественном музее, в Дальневосточном художественном музее (Хабаровск); в частных коллекциях России, Германии, Дании, Израиля и США.

"Анатолий Заславский - не актуальная фигура в пестрой картине изобразительного искусства Петербурга конца XX - начала XXI века. Не актуальная, впрочем, лишь в той степени, что и сама живопись, в современном "информационном поле" уступившая остроту зрительского интереса другим видам искусства (или не искусства). Заславский не прочь порассуждать об этом "угасании", но очевиден факт, что он лично, не порицая "любителей авангардной новизны", продолжает "исповедовать" живопись…

Приятно сознавать, что творчество живописца оценено и востребовано:

Заславский - желанный экспонент различных выставок, участник разнообразных нескучных проектов; его картины хотят видеть не только в Петербурге, но и в Москве, Нью-Йорке, Париже; их покупают музеи, собирают коллекционеры, развешивают в домах и офисах друзья и знакомые; творчество художника возбуждает профессиональный интерес искусствоведов.

Следует признаться, что говорить о феномене творчества Заславского без плагиата нецелесообразно. Им самим сказано многое так обескураживающе талантливо, "изнутри" проблемы, что невозможно не воспользоваться его образами, сравнениями и "словечками"… Более того, в литературных опусах художника таится даже некий ключ к разгадке воздействия его картин. Исполненный серьезности или немного прикидываясь, он пишет о ситуациях, где "зелень газонов, сиреневатая дорожка, серо-голубой асфальт и желтая штукатурка могут тихо и заинтересованно беседовать друг с другом", желтая краска может быть "неяркой, но настойчивой", главными действующим!. "лицами" становятся "перемещения всевозможного воздушного вещества" а любимый город "продолжает быть невозмутимо горизонтальным", когда "небо безумствует". И удивляясь артистической свободе, с которой переходятся условные границы искусств, начинаешь понимать, почему так влечет и "цепляет за живое" мир его картин. "Весь Божий мир" в картинах Заславского одушевлен, все в нем располагает особенной, персональной неповторимостью, живет своей жизнью, шевелится, растет, шелестит листьями. Более того, он бесконечно любим и обласкан неравнодушным взглядом художника. Заславский в высшей степени одарен способностью отхватывать у бесконечно меняющегося во времени и пространстве мира трофеи в виде "совершенных, гармоничных картин". В этот калейдоскоп попадает все: природа и город, люди (и взрослые, и дети), животные и растения, трамваи, грузовики, фабричные трубы, уличная грязь, ржавое железо, сырая земля, упрямо вылезающая из-под нежданно выпавшего первого снега. Не достойного изображения - в принципе нет. И растерзанное уборкой картофельное поле становится захватывающим живописным событием, а одиночество красивой кирпичной трубы пробуждает сочувственный отклик в душе, не меньше, чем вопросительно-испытующий взгляд ребенка, его трогательно-неловкая жестикуляция.

Произведения Заславского всегда "интригуют" - по-разному, но, в первую очередь, пластически и живописно. При всей внешней узнаваемости, которой обладает все портретируемое художником, будь то человеческие персоны, или уголки Петербурга, художник свободен в обращении с исходным материалом. Естественно, подобную свободу ему обеспечивает не только уникальность его устройства, но также высокая профессиональная культура. Чрезвычайно чуткий к прелести и выразительности преходящего мгновения, он, похоже, лучше других видит суть вещей, схватывая самое "зерно" происходящего, ради остроты впечатления легко избавляясь от балласта обыденности, от избыточности обычного "смотрения", по-хозяйски направляя восприятие неожиданной, временами довольно эксцентричной композицией, уверенным мастерским рисунком и талантливо расставленными акцентами. Особенное значение он придает цвету, к выразительным возможностям которого испытывает бесконечное доверие. Заславский убежден, что "цвет - это не просто окрашенность предмета", цвет как ничто другое может и должен отражать душевные переживания человека. И, надо сказать, его живопись - с ее совершенно современным, форсированным и несовместимым с унылым документализмом звучанием, такие ожидания оправдывает...

Результат ли это бесконечного и не лишенного философской рефлексии разглядывания мира, которым всю жизнь занимается Заславский, или божественный дар, с которым он родился в краю, не скупящемся на яркие краски, но ему как-то удается легко и ненасильственно вовлечь зрителя в свою творческую игру. В этой игре не бывает общих мест, копирования натуры, тщательной выделки деталей; нет в ней занудной назидательности, надсадных придуманных сюжетов. Есть другое - потрясающая открытость "всем впечатленьям бытия"; мудрое, снисходительно-любовное и чуть ироничное отношение к человеку, с его преходящими трагедиями и радостями, и проникновенное утверждение средствами живописи вечных ценностей природы и искусства на фоне восхитительной, зрелищной, беспощадной жизни"



Поделиться: