Популярные личности

Анатолий Шикман

российский историк и литератор.
Категория:
Гражданство:
Россия
Биография

Биография

Российский историк и литератор. Преподаватель в московской гимназии № 45. Автор книг, изданных в Москве: «Кто есть кто в российской истории» (Вагриус, 2003), «Открытие истории» (Московский лицей, 2000), «Улица Кирова, 7» (Московский рабочий, 1989), «Обелиск в Александровском саду: Жизнь великих социалистов» (Просвещение, 1990) и др., нескольких десятков статей по истории.


Дед будущего историка, Морис Борисович Шикман, появился на свет в бедной еврейской семье в небольшом польском городке. Малые заработки, предстоящая служба в царской армии привели Мориса Шикмана к тому, что в 1913 году он с молодой женой Идой уехал в Канаду, а оттуда в США. В Кливленде (штат Огайо) в

Шикманов родился сын Пол (Павел) — будущий отец Анатолия Шикмана. В конце концов семья обосновалась в Нью-Йорке.

Морис стал в США квалифицированным механиком. Его жена Ида была учительницей немецкого языка. Они хорошо зарабатывали, а в свободное время вместе с детьми Полом и Нормой писали расска

зы на идише, печатавшиеся в детском уголке еврейской газеты «Утро свободы».

Вскоре после начало Великой депрессии Морис потерял работу. Ида, вступившая в Коммунистическую партию США, убеждала беспартийного мужа, что только в СССР они получат уверенность в завтрашнем дне, а их дети — высшее образо

вание.

В сентябре 1931 года на пароходе, следовавшем рейсом Нью-Йорк — Ленинград, Морис с сыном отбыли в СССР. Ида с дочерью приехали к ним летом следующего года. В 1936 году вся семья приняла советское гражданство.

Анатолий Шикман родился в 1948 году. После окончания восьми классов он пошёл р

аботать. Одовременно учился в вечерней школе. Был шофёром, грузчиком, библиотекарем, работал в театре. После службы в военно-морском флоте поступил в Московский педагогический институт имени В. И. Ленина. Ещё студентом начал работать в школе учителем. Наряду с этим также работал старшим научным сотр

удником в Центральном государственном архиве древних актов и преподавал историю искусств.

С 1986 года работает в гимназии № 45 города Москвы.

В 1989 году в издательстве «Московский рабочий» в серии «Биография московского дома» увидела свет 64-страничная книжечка Шикмана «Улица Кирова, 7».

1990 году в московском издательстве «Просвещение» Шикман издал книгу для учащихся старших классов «Обелиск в Александровском саду. Жизнь великих социалистов». В очерках, из которых составлена книга, рассказано о мыслителях и революционерах, чьи имена высечены на обелиске в Александровском саду у ст

ен Московского Кремля. В книге использованы фотоархивные материалы.

В 2000 году издательство «Московский лицей» выпустило книгу Шикмана «Открытие истории». Это рассказ о развитии исторической науки. Книга даёт ответы на основные вопросы, возникающие у каждого, кто занимается историей. Издание сна

бжено программой апробированного в школе № 45 Москвы факультативного курса, необходимость которого автор впервые обосновал в «Учительской газете» от 1 декабря 1992 года. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для факультативного курса «Философия истории» старших классов лицеев, ги

мназий, школ с углубленным изучением гуманитарных предметов и гуманитарных классов общеобразовательных школ, а также как дополнительная литература в школьном курсе истории.

В 2003 году Шикман издал биографический словарь-справочник «Кто есть кто в российской истории». Словарь включает в себя неск

олько сотен статей о государственных, политических, военных, религиозных, гражданских, революционных, разного рода деятельности людях России, живших с древности до наших дней. Книга адресована всем тем, кому было бы интересно узнать об отечественной истории, но главным образом будет полезна преподав

ателям и учащимся.

В 2007 году вышла книга «Конспект времени. Труды и дни Александра Ратнера» (составители Абрам Рейтблат и Анатолий Шикман). Сборник посвящен жизни и творчеству историка Александра Ратнера (1948—1991). В годы застоя ученый, не желая идти на компромиссы, отказался от защиты диссер

тации, мало печатался, работал учителем истории в школе, потом редактором в журнале «Советская библиография». Основная интересовавшая его тема — историография русского освободительного движения, по которой он собрал немало ценных сведений в архивах, в беседах с историками и их потомками. Книга включ



Поделиться: