В годы Великой Отечественной войны А. К. Недбайло был командиром звена, авиаэскадрильи, произвел 224 успешных боевых вылета. 19 апреля 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. 29 июня. 1945 года он был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Удостоен также многих орденов и медалей.
Анатолий Константинович Недбайло родился в семье рабочего. По национальности украинец. Член КПСС с 1944 года. В Советской Армии с 1941 года. Начал службу курсантом Луганской военно-авиационной школы пилотов, которую окончил в 1943 году.
После Великой Отечественной войны успешно окончил Краснозна
менную Военно-воздушную академию. Ныне генерал-майор авиации А. К. Недбайло продолжает службу в Советской Армии.
Это случилось на реке Миус. Анатолий Недбайло, тогда еще молодой летчик, выполнял одно из первых боевых заданий. В воздушной схватке летчика постигла неудача: его самолет был подбит. В
се же Недбайло перетянул линию фронта и сумел посадить израненную машину на своем аэродроме.
Познав горечь поражения, он приобрел нечто такое, без чего не может быть настоящего воздушного бойца: выдержку и настойчивость в достижении цели. И на той же реке Миус Анатолий впервые проявил качества о
пытного боевого летчика.
Перед штурмовиками была поставлена задача: возвести дымовую завесу на участке, где предполагалось форсировать реку. Выполнение ее возлагалось на звено штурмовиков без прикрытия истребителей. Сложность задания очевидна: летчикам нужно промчаться возле самых позиций против
ника на высоте 20 — 30 метров под огнем всех видов оружия.
Командир полка гвардии майор Н. Ф. Ляховский перебрал в памяти всех своих летчиков: командир звена Э. Бикбулатов, этот справится несомненно. И другие летчики звена тоже уже тертые калачи.
Таким тертым калачом Ляховский считал и Анато
лия Недбайло, хотя тот только-только начинал постигать боевое искусство. Опытный командир сумел разглядеть в молодом летчике хорошие боевые задатки и не ошибся.
— Итак, «специалыгаки», — весело сказал Бикбулатов, обращаясь к летчикам, которым предстояло выполнить специальное задание, — дело ново
е и сложное. Прежде давайте уясним маневр. Необходимо точно и в то же время скрытно выйти в заданный район. Вначале пойдем в разомкнутом боевом порядке, чтобы не утомить себя. Силы нам понадобятся над целью. За 15 — 20 километров от Миусы, над пунктом Н., переходим на бреющий, а над вражеским берего
м «горкой» набираем метров 200 высоты. Первый выброс химического состава произвожу я. Когда появится дымовая завеса, воздушные стрелки должны открыть огонь по огневым точкам противника.
На этом закончилась подготовка к полету.
И вот самолеты уже над целью. Под крыльями самолетов стремительно
проносятся траншеи пехоты, пулеметные гнезда. Недбайло зорко следит за ведущим, чтобы не прозевать ответственный момент начала постановки дымовой завесы. Вот шлейф дыма вырывается из-под самолета Бикбулатова. «Раз, два, три... шесть...» — отсчитывает в уме необходимое время Анатолий и видит, что и
второй летчик звена, И. В. Калитин, включил дымовые приборы вслед за командиром. Мимо продолжают проноситься вражеские позиции, огрызающиеся пушечным и пулеметным огнем. Советские самолеты летят сквозь этот огонь.
«Одиннадцать, двенадцать...» — продолжает считать Недбайло и нажимает на гашетку.
Химические приборы вступают в действие.
В этот момент Бикбулатов бросает машину сначала вверх, затем вниз и ведет огонь по позициям врага. Ведомые следуют за ним. Потом — новый резкий маневр, и штурмовики возвращаются на свой аэродром.
За отличное выполнение этого сложного задания Недбайло б
ыла вручена первая правительственная награда — орден Красной Звезды.
Боевые полеты продолжались. 15 августа 1943 года командир эскадрильи Е. Е. Крывошлык собрал летчиков и сказал:
— На аэродроме Кутейниково противник сосредоточил до 80 самолетов. Нашему полку поручено ударить по этому аэродр
ому тремя шестерками. Одну из боевых групп приказано вести мне.
Командир эскадрильи определил состав шестерки. Недбайло летел замыкающим. Это был его первый боевой вылет на штурмовку вражеского аэродрома.
«Только я закончил перестроение, — рассказывает о вылете Недбайло, — как первая шестерк
а стремительно пошла в атаку. За ней — вторая... »Еще секунда, и мы обрушимся на вражеский аэродром», — пронеслось в сознании. Прослеживаю взглядом направление пикирования второй шестерки; по отражению солнечных лучей обнаруживаю самолетные стоянки. Машины стояли в каком-то беспорядке по группам. «Т
ак вот он, аэродром», — думаю я и вслед за ведущим ввожу штурмовик в пике. Взор прикован к самолету командира. Малейшее промедление — и бомбы пройдут мимо цели. Еще мгновение — и вниз полетели реактивные снаряды с самолета ведущего. Я делаю то же самое. На стоянке вражеских машин вздыбились взрывы.
Снова слежу за ведущим группы. «Ильюшин» выходит из атаки, и в этот момент из его бомболюков тяжелыми темными каплями падают бомбы. Дважды нажимаю на кнопку сброса. Увеличиваю обороты до максимальных, бросаю взгляд влево, назад. Снова вижу клубы дыма над стоянками; то там, то здесь вспыхивают яз
ыки пламени... Попал!
Впереди идущие шестерки вторично заходят на цель. Вокруг них плывут разрывы снарядов зенитной артиллерии. А спустя несколько секунд и мы проносимся сквозь дым разрывов. Запах пороховой гари наполняет кабину. Вслед за командиром веду огонь из пушек и пулеметов. Ритмичная дро
жь то и дело пробегает по самолету. Вражеские стоянки из-за пелены дыма просматриваются с трудом. Появляется еще один мощный фонтан пламени...»
После штурмовки самолет Недбайло был атакован вражескими истребителями. Но воздушный стрелок А. И. Малюк отбил все атаки. Несмотря на то что штурмовик п
олучил серьезные повреждения, Недбайло довел его до своего аэродрома.
Боевая активность летчика росла по мере приобретения личного опыта, по мере того, как усваивался им опыт лучших авиаторов. Однажды Недбайло вылетел на боевое задание в составе группы, ведомой опытным командиром Д. С. Прудников
ым. Выполнив задание, группа возвращалась на свой аэродром. И здесь ведущий заметил фашистских бомбардировщиков Ю-88, летевших в направлении наших войск. У командира быстро созрело решение: атаковать! В этом необычном для штурмовиков бою советские летчики сбили шесть фашистских самолетов. На другой
день Недбайло сбил Ю-87, а его стрелок — еще один бомбардировщик.
Недбайло топил вражеские корабли в Черном море, совершал налеты на аэродромы противника, летал на разведку. И в каждом боевом вылете старался выбрать из многочисленных и разнообразных приемов ведения боя такой, который поставил бы
противника в трудное положение и обеспечил победу советским летчикам.
Особенно многому научился Недбайло в боях за освобождение Крыма. При налете на аэродром в районе Херсона, прикрытый сильным зенитным огнем, он не пошел в лобовую атаку, а избрал маршрут над морем. Группа шла на бреющем полете
, потом самолеты резко набрали высоту и неожиданно появились в тылу у гитлеровцев. Перестроившись из боевого порядка «клин» в боевой порядок «змейка» и маневрируя среди зенитных разрывов, они всей своей огневой мощью обрушились на вражеские самолеты. Разумно построенный боевой порядок обеспечивал св
ободу маневра каждого экипажа. Восемь раз заходили на цель советские летчики. Находившиеся на аэродроме фашистские самолеты были уничтожены. Наша группа вернулась на свой аэродром в полном составе.
Настал новый день — и новая победа: в северной бухте Севастополя Недбайло и его ведомые потопили в
ражеский корабль.
И так день за днем, от победы к победе.
Во время боев за освобождение Крыма Недбайло стал членом Коммунистической партии. После этого его вызвал командир полка и приказал принимать эскадрилью:
— Пора самому растить героев.
Молодой командир энергично взялся за поруче
нное ему дело. Выполнение партийного долга стало самым главным в его жизни.
Прежде Недбайло сам старался брать пример со старших, опытных летчиков. Теперь будут брать пример с него. Раньше он смотрел на других — теперь молодежь смотрела на него с надеждой и уверенностью. Молодым летчикам были по
душе его сила воли и вера в победу, глубокое знание техники и тактики воздушного боя. Уж если командир выходит на цель, он не уйдет с поля боя, пока враг не будет подавлен. А в трудную минуту он всегда найдет единственно правильное решение, которое обеспечит победу.
И молодые летчики старались
брать пример со своего командира.
Июль 1944 года, 3-й Белорусский фронт. Под мощными ударами советских частей фашисты откатывались на запад. Летчики с воздуха поддерживали наземные войска; уничтожали отходящие колонны фашистских автомашин, эшелоны на станции Городзики; помогали добивать вражеску
ю группировку, окруженную нашими войсками в 12 — 15 километрах восточнее Минска.
8 июля ведомая Недбайло шестерка, состоявшая исключительно из молодых летчиков, вылетела для нанесения бомбово-штурмового удара у переправы через реку Свислочь.
Местность, проплывавшая под крыльями самолетов, хо
рошо просматривалась. На подходе к заданному району, на дороге между двумя зелеными массивами, показалась растянувшаяся колонна войск врага. У реки Свислочь на широкой поляне, свободной от деревьев, царило смятение: на берегу перед узким проходом, словно отара овец, теснилась различная военная техни
ка.
Штурмовики делают заход и в правом пеленге наносят бомбовый удар. Цель накрыта. Самолеты перестраиваются в «круг» и начинают штурмовать разрозненные части неприятельской группировки на поляне и вдоль дороги.
В момент пикирования мимо штурмовиков проносятся крупные снаряды.
«Бьют из т
анковых орудий», — подумал Недбайло и в ответ послал на врага реактивные снаряды.
Затем командир взял ручку на себя, перевел машину в набор высоты. Окинул взглядом ведомых. Машина младшего лейтенанта Н. М. Киреева продолжала стремительно пикировать, оставляя за собой клубы серого дыма.
В чем
дело?
— Выводи! — крикнул Недбайло по радио. — Земля, зем...
Не поздно. Горящий штурмовик врезался в самую гущу вражеских танков и автомашин. Огненная шапка взрыва поднялась над поляной, выбрасывая во все стороны груды бесформенных обломков.
О подвиге Киреева стало известно всему фронту
. Специальная листовка, выпущенная политуправлением, рассказывала всем воинам о доблести героя. Гвардии младший лейтенант Киреев был навечно зачислен в списки части,
Много внимания уделял Недбайло поиску новых тактических приемов. Всем летчикам были хорошо известны преимущества боевого порядка «
круг». Одно плохо: когда штурмовики завершали выполнение задания, им, чтобы следовать на аэродром, приходилось перестраиваться в «пеленг» или в другой боевой порядок. В зависимости от числа самолетов на такое перестроение уходило от трех до десяти минут. Этого момента и поджидали многие фашистские л
етчики. Они, как коршуны, набрасывались на штурмовиков и нередко наносили им существенный Урон.
«Как уберечь экипажи от губительного вражеского огня в эти минуты?» — вот вопрос, решению которого Недбайло посвящал короткие минуты фронтового отдыха.
В одном из боевых вылетов, когда Недбайло бы
л ведущим, ему после атаки удалось перестроить свою группу так быстро, что противник, не успев опомниться, вместо «круга» увидел «пеленг», уходящий на свою территорию. Попробовали было фашистские истребители обрушиться на штурмовиков, но потеряли один самолет и отказались от преследования.
«Знач
ит, можно собрать группу в короткое время», — обрадовался Анатолий и попробовал разобраться, как это произошло.
Большой лист бумаги пересекает волнистая линия — линия фронта. Посередине круг — кривая, по которой будут двигаться самолеты над целью. Половина круга проходит над территорией противни
ка, половина — над нашей. На кругу шесть самолетов. Под номером один — ведущий.
Недбайло бережно прикалывает листок к бревенчатой стене землянки и начинает объяснять летчикам:
— Над целью работаем обычно. Как только сделаем последний заход, я командую: «Приготовиться», а сам продолжаю имитир
овать атаку. Вы же по следующей моей команде резко разворачиваетесь, берете курс на свою территорию и следуете все в одну точку сбора, — Анатолий протянул длинные пунктирные линии от каждого самолета к указанной точке.
Беседа затянулась. Говорили о важности четкого взаимодействия не только между
экипажами штурмовиков, но и с истребителями прикрытия, о необходимости изменения боевого порядка еще до подхода к цели и многом, многом другом, что могло обеспечить победу в новых боях.
Все, о чем говорил Недбайло и что дополняли летчики, проверили в полете. Вышло неплохо.
Наши войска насту
пали по литовской земле. Продвигались вперед быстро и, чтобы не было задержек, штурмовиков вызывали на поле боя по нескольку раз в день. Наши летчики громили артиллерийские батареи, подавляли сильно укрепленные узлы сопротивления, штурмовали вражескую пехоту. Были дни, когда в воздухе не появлялось
ни одного фашистского истребителя, и тогда штурмовики чувствовали себя хозяевами положения.
Но так было не всегда.
...Недбайло вел шестерку «илов». Над ними кружили четыре наших истребителя «як». Задача обычная: уничтожить артиллерийские позиции врага в двух километрах западнее Вилковишки. О
бнаружить цель, севернее которой протекает широкая река и где сходятся железная и шоссейная дороги, не представляло трудности. И поэтому Недбайло чувствовал себя спокойно, уверенный, что все будет в порядке. В воздухе ни одного вражеского истребителя — это тоже неплохо.
Однако опытные летчики ни
при каких условиях не оставались благодушными. В разных условиях старались применять различные боевые порядки, чтобы в случае неожиданной встречи с воздушным противником иметь максимум преимуществ. Так было и на этот раз: когда до линии фронта осталось километра четыре-пять, Недбайло перестроил сво
ю группу из «клина» шестерки в правый «пеленг». Потом включил передатчик и, сообщив на контрольный пункт свой позывной, запросил разрешения начать атаку цели.
С земли приказали указанную ранее цель не штурмовать, а выйти на юго-восточную окраину города и ударить по вражеским танкам.
Так быва
ло не раз. Недбайло быстро анализирует обстановку, прикидывает, с какой стороны лучше заходить на цель, и отдает команду ведомым перестроиться в боевой порядок «круг». Экипажи, строго выдерживая заданные дистанции, образуют гигантское кольцо.
Фашисты почувствовали, что вот-вот начнется атака, и
стали обстреливать штурмовиков. Однако несколько жидких трасс малокалиберной зенитной артиллерии прошли далеко в стороне. Недбайло уже собрался было отдать команду о начале атаки, как вдруг заработал наземный передатчик и в наушниках шлемофона ясно прозвучали слова о грозящей опасности:
— Вас ат
акуют 12 истребителей ФВ-190. Будьте внимательны!
Анатолий требует от ведомых приготовиться к бою и тотчас передает прикрывающим истребителям:
— Веду оборонительный бой в боевом порядке «круг».
Пока состоялся этот радиообмен, Недбайло внимательно изучал воздушную обстановку. Действительн
о, со стороны солнца прямо на них мчалась группа тупоносых истребителей. Вражеские самолеты росли на глазах. Недбайло знал, что воздушные стрелки уже изготовились к отражению атаки и, как только позволит дистанция, откроют огонь по врагу.
Однако замысел фашистских летчиков был иной. Прежде всего
они обрушились на истребителей, на четырех «яков», летевших несколько выше штурмовиков. Фашисты попытались оторвать группу прикрытия от штурмовиков и сковать ее боем. Частично это им удалось. Недбайло увидел, как две пары ФВ-190 связали боем «яков». Остальные восемь «фокке-вульфов» стремительно при
ближались к шестерке «илов». Прошла секунда, еще секунда. И вдруг, словно по команде, открыли огонь воздушные стрелки всех шести самолетов. Огонь был настолько эффективным, что вражеские истребители тотчас отвалили в сторону.
Первая атака была отражена. Но что теперь предпримет противник, чтобы,
используя свое численное преимущество, не допустить штурмовиков к цели?
Что бы он ни предпринял, Анатолию Недбайло было ясно одно: нужно твердо держать оборонительный круг и при любой повторной атаке использовать всю силу огня штурмовиков для поражения воздушного противника.
А противник тем
временем пошел на новую хитрость. Четверка продолжала сковывать боем пару наших истребителей. Вторая четверка ушла в сторону солнца, видимо, желая выбрать новый удачный момент для атаки. Третья четверка «фокке-вульфов» разбилась на пары и заняла исходную позицию для атаки оборонительного круга штур
мовиков сверху и снизу. В тот же миг обе эти пары, заметив разрыв между самолетом Недбайло и замыкающим круг «илом», набросились на последний.
Но не скованная боем пара «яков» решительно пошла в атаку на двух нижних «фокке-вульфов». И тут же ведущий вражеский самолет вспыхнул, так и не успев отк
рыть огонь по штурмовикам.
Но загорелся не один ФВ-190. Наблюдавшие за боем с земли увидели, как почти одновременно были сражены три вражеских самолета. Кто же сбил еще два?
Ведущего верхней пары поджег Недбайло. Он выпустил по фашистскому самолету сразу четыре реактивных снаряда. Разгадав х
итрость врагов, он специально создал разрыв между самолетами, летящими по кругу, и, когда верхняя вражеская пара стала приближаться к штурмовику, летящему впереди, направил свой самолет на ведущего и выпустил снаряды. Почти одновременно стрелок-радист самолета Недбайло открыл огонь по ведомому нижне
й пары.
Все три вражеских истребителя рухнули на землю. Вторая атака врага захлебнулась в огне наших истребителей и штурмовиков.
А что же было дальше?
Потеряв три самолета, «фокке-вульфы» больше в бой не вступали. Они оставили в покое наших «яков» и скрылись вдали, за линией фронта.
Но штурмовики еще не выполнили поставленной перед ними задачи. Настало самое подходящее время это сделать. Недбайло отдал команду к атаке и первый перешел в пикирование на вражеские танки. Снова заработали пушки, и на голову врага посыпались противотанковые бомбы.
Когда все боеприпасы, предназна
ченные для наземных целей, были израсходованы, с запада появилась группа МЕ-109. Недбайло немедленно подал команду приготовиться. II как только он стал имитировать новую атаку, его ведомые все вдруг развернулись и четко перестроились в новый боевой порядок. Вражеские летчики сочли за лучшее не вступ
ать в бой со штурмовиками.
Так закончился этот трудный бои. А сколько их всего на счету летчика Анатолия Константиновича Недбайло! И в каждом проявились выдержка и настойчивость, летное мастерство и командирские качества героя.
Пришел долгожданный День Победы. В этот радостный майский день с