Массовик-затейник Анатолий Ляпидевский. О развлечениях, ресторанном бизнесе и отношениях с людьми…
Как официально называется то, чем ты занимаешься?
- Я – аниматор.
Ты развлекаешь людей? - Да, но мы все развлекаем людей – кто-то в большей степени, кто-то в меньшей… Я, видимо, в большей!
Ты всегда занимался разными вещами, но все меняется – занятия, масштабы и уровень людей. Что тебе сейчас нравится? Ведь ты, наверное, к чему-то пришел.
- Я всю жизнь занимаюсь тем, чем хочу. Я аниматор – но это же не профессия. Господь Бог дал мне возможность заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги – вот и все…Что такое развлечение вообще? Это когда ты ходишь и ищешь бюджет на мероприятие…это развлечение. Вопрос в том – экстремальное развлечение или нет. Скажем, ты пришел в кино – это какое развлечение? Вроде простое – смотришь фильм и все тут, но, при этом простой поход в кино может быть и экстремальным развлечением – вдруг ты встретишь там свою судьбу…
Ты фаталист? - Нее…
Ты фрискер? -
- А что это?
Это свободные люди. Они твердо стоят на ногах и прекрасно понимают, чего они хотят. Хотя, с другой стороны, они очень легкие на подъем…сегодня они здесь – завтра там. - Я близок к этому. Но у меня пока много фобий, у нас вообще у всех много фобий. И когда человек стремится от них избавится, он ищет всевозможные пути…все лечат по-разному свои комплексы и фобии ведь человеку свойственно бояться
Но, когда человек признает, что у него есть фобии, это значит, что у него уже все неплохо… - Но это не мы с тобой сказали, это произнес в свое время Достоевский – если человек понимает, что он дурак, то он уже не дурак…Исходя из всего этого можно сказать, что в принципе ко всем фобиям нужно относиться философски. Я не люблю определений. Определения – это некая точка человеческих отношений. Если ты определяешь человека, это значит, что ты даешь ему определенную оценку, а она дается тогда, когда человек для тебя состоялся. Что такое оценка – оценка твоего характера, твоих способностей или оценка твоего таланта…Это, конечно, все важные моменты, но лучше, когда это все обтекаемо, когда у человека есть возможность разнообразить свою жизнь и критерии…Они даются человеку, когда ты готов что-то о нем
сказать, а это значит,что дальнейшего хода нет…для тебя этот персонаж уже состоялся…
Что такое быть ответственным? =-
- Это сложно, потому что, прежде всего надо быть ответственным перед самим собой. Когда человек понимает этот факт, то он четко понимает, что он ответственен перед окружающими…я не беру друзей и подруг. Я говорю о родителях, о своих родных…это максимум того, за что человек должен быть ответственным. Все остальное – это уже, грубо говоря, издержки производства...
Что ты любишь делать, когда ты не развлекаешь людей?
- Понимаешь, у меня нет профессии, у меня есть призвание и любимое хобби, а это значит быть всегда и везде и не останавливаться…где-то в большей степени. Где-то в меньшей. Мое фрискерство – это анимация – развлечение. Каждому свое – у кого-то лодка, у кого-то батискаф, у кого-то дельтоплан., у кого-то вертолет. И у меня полно таких людей в окружении. Но, когда я еду отдыхать, я хочу быть свободным от всего. Я хочу, чтобы мне встретилось как можно меньше людей с которыми мы могли бы быть полезными друг к другу…
Ты устаешь? - Конечно, я устаю. Попробуй, скажи, что я не устаю. А это нормально – спроси у Пети Аксенова, Андрея Деллоса, Аркаши Новикова…Это нормально. Они тоже фрискеры, ведь определенный образ жизни – это тоже экстрим, но при этом одновременно и увлечение, и призвание, и образ жизни – если хочешь…
Ты имеешь ввиду, что они без этого не могут, с одной стороны, устают, однако при этом они получают кайф от всего этого? Они делают именно то, что хотят и что им приятно? - Конечно, я думаю, что Аркаше это приятно. И люди, которые занимаются, скажем, большой политикой, тоже получают от этого определенный кайф. Наш президент, например. Безусловно, есть неудобства – ты не можешь выйти из своей машины и просто пойти купить мороженое, но этот человек понимает, ради чего все это…Я всегда удивляюсь людям, которые могут поставить для себя определенные задачи и выполнять их – одну за другой. 4 года, 8 лет… или хотя бы 2 – не важно. Это не привязка ко времени, это привязка к нюансам. Представляе
ь, у человека есть определенная ответственность – он должен постоянно быть с женой…или не быть с ней…или говорить все время одни и те же вещи…
Так ведь в этом-то и заключается свобода – ты делаешь либо нет…
- Свобода – это эфемерность.
У тебя нет ощущения свободы? - Нет. Это то, к чему все стремятся и хотят придти
Как это у тебя? Что это? Опиши? -- Это абсолют. Нирвана. Я смотрю, например, на людей которые увлекаются йогой, аювердой…всеми ответвлениями такой религии которая называется буддизм..и я понимаю одну вещь – в принципе человек способен на многое…просто порой они не понимает, к чему он идет…
Ты говоришь сейчас о предназначении?
- Да, именно. Вот тогда и возникает вопрос об определении слова свобода. Скажем, ты живешь с человеком, которого не любишь… это свобода? Для кого-то да, а для кого-то нет…
Как же так – жить с нелюбимым человеком может для кого-то означать свободу?
- Многие считают до 30 лет, что деньги дают тебе свободу. Безусловно, это так. Но это еще не все.
Она очень быстро заканчивается?
-Знаешь, она не быстро заканчивается, если подойти к этому правильно. Есть примеры, когда люди заработали свои деньги в 20-25 лет и до сих пор они живы, здоровы и счастливы и продолжают приумножать свой капитал. А есть люди, которые заработали свои первые баснословные бабки в 90-е годы, скуксились и ушли из этого мира…не в прямом смысле, конечно. Они перегорели, перестрадали…потеряли цель в общем. Свобода – это испытание. Человек получает свой первый миллион, первую дачу, машину..у кого – что.
Но это же все материальная свобода - А духовной свободы достигнуть очень сложно. Она появляется только на определенных этапах.
Но тебе же уже не 20… - Я и в 20 лет знал, что духовно свободным человек может быть только когда он добрый и благородный. Но такими не бывают президенты и бизнесмены
Получается, они не свободны материально?
- Но с собой все не унесешь…и над этим нужно задумываться немного раньше, чем мы все это делаем. А этому может способствовать только одно – воспитание и культура. Почему такие нации, как китайцы, японцы создают вокруг себя культурное наследие, к которому мы вроде и стремимся, но которое от нас все же далеко..
Давай,не будем об этом…Кого ты развлекаешь?
- Сейчас тебя! (смеется)
Я знаю, что ты только что прилетел из Франции. Что там делал?
- Мы делали мероприятие для наших друзей…Свадьба называется. Это очень сложно. И еще дни рождения делать сложно. Я не устраиваю девичники и мальчишники…Не знаю, не люблю, не делаю. А вот, например, Дима Федоров может делать прекрасные мальчишники или Андрей Фомин – свадьбы…а я просто не хочу
Это свобода выбора? - Я бы не сказал. Вот я хочу петь, а не пою. Не могу – это же несвобода?
Так надо петь! - Я в душе пою
Сегодня есть такой тренд, что тусовка качественно меняется. Ты это почувствовал на тех, кого ты развлекаешь? - Это провокационный вопрос. Что значит меняется? Ты развлекаешь тех, кто этого хочет…
И кто платит деньги?! - Да, это важно…Но развлечение – это понятие очень широкое. Я объясню, почему. Ведь развлекаться любят все – в независимости от культурного уровня…Все зависит только от того, кто что может себе позволить…Есть ребята, которые выпивают пива в баре около метро и их этого устраивает. И так и происходит не только в нашем городе…Я развлекаю людей, которые имеют отношение к моим заведениям и мероприятиям, людей, которые просто встретились мне на пути – знаешь, так бывает…
Ты говоришь людям нет? - Да…
От людей
зависит? - Да, и от людей тоже. Самое г
лавное – человеческие отношения. Вот, скажем, свадьба. Что там важно? Закатить банкет и пригласить Ваню Урганта в качестве ведущего? Нет, совсем нет. Надо сделать так, чтобы было ощущение этого праздника повсеместно. Хотя, я не могу сказать, что я - супермодный человек, который делает супермодные мероприятия…Провалы бывают и у меня. В основном причина заключается в том, что я не знаю клиента. Бывают ситуации, когда у меня мало времени для того, чтобы узнать людей, выпить с ними вина. Многие говорят, что не надо пить вино. Я это делаю и часто. Вообще, кредо успеха – это сохранять субординацию. Люди мне платят деньги, я их развлекаю и все…У меня так не получается. Я вникаю, начинаю общаться, дружить…И я могу себе это позволить.
Ты говорил о фрискерах, это как раз их взгляд на жизнь…
- Да, именно. Знаешь, и Петр I ,был фрискером. Он из Питера, а для меня это очень личный город. С ним у меня очень много связано. Оттуда все знаковые люди..кстати, первый президент, второй президент – все из Питера. Москве не хватает устойчивости. Москва – город купеческий ,здесь тратят деньги. А в Питере - зарабатывают. Правильно делает тот, кто в Питере начинает,а потом в Москву приезжает.
Расскажи о своем проекте, который ты сейчас делаешь.
- Знаешь, я вспоминаю, как в 99 году я приехал в Италию и меня поразила ситуация с бытом – любое питейное заведение – бар это или ресторан – это семейная история. Семейная не в том плане, что это муж жена ребенок…это команда людей, которые из своего дела создают традицию. И у них существует такая профессия, которая называется официант или бармен, посудомойщица или продавец, т.е. у них все это настолько легализовано и правильно…
Дело в ментальности? - У нас нет желания для начала научиться, попрактиковаться…потом уже покомандовать. А ведь это приятно – понимать, как ты переходишь из одного социального статуса в другой. Это приятно – придти работать барменом не потому, что тебе не хватает, чтобы снять квартиру, а потому, что тебе просто нравится общаться с людьми…
Это счастье!? - Однозначно. Каждый человек к этому возвращается, э
о банально, но из этого все состоит. Именно поэтому я решил вернуться в ресторанную историю. Не потому, что бар – это не те деньги и т.д. Это то же самое, это та же сфера, но...знаешь, в баре не можешь попеть, если это только не караоке, а караоке – это караоке. Надо понимать разницу… У нас пока все в одной куче – как в колхозе. У нас ресторан площадью в 400 кв.м. могут назвать баром – и все ведутся и никто не возражает. Получается, у нас появился один бар и сразу все заведения стали так называться. Не надо становиться диджеем, потому что все вокруг диджеи, не надо быть моделью, потому что это модно…
Так и с ресторанами – стало петь модно – все начали ходить в караоке и - главное – делать из баров караоке. Кстати, в заведении очень важно название. Я завидую хорошим названиям. Например, beefbar – хотя оно заимствовано из Монако, оно прекрасное. Или – скажем, вот Аркадий Новиков назвал в свое время место Ванилью. Я очень долго мучился, чтобы в итоге согласовать с моими партнерами – с Сашей Оганезовым, название «Шоколад». Я настаивал на этом, потому что здесь есть игра слов: «Ты где?», «Я в шоколаде». А Аркадий Новиков пришел тогда и сказал, что я у него буквально с языка снял это название. Вот сейчас мы готовим проект, который будет называться «Cash».
Ты придумал? - Нет,мой партнер Мишка Мухтасипов
Вы вместе делаете? - Да, все тоже самое.
Что это – бар, ресторан? Какой концепт?
- Это все. Все вместе.
И ты уверен, что туда придут люди? -- Нет, совсем нет
Лукавишь? - Да нет.
Так что там будет? - Кафе- бар- ресторан. Все, что сейчас нужно людям. Знаешь, когда мы в 2003 году открывали «Шоколад», мы шли впереди планеты всей. Наши концерты, постоянное движение, тенденция к тому, чтобы в рестораны надо ходить, чтобы на других посмотреть, себя показать…То
да это было еще не совсем всем понятно, да, но именно в то время все взяли на вооружение, что в ресторане должно быть все. И единственный человек, который пока не обращает на это внимание, это Андрей Деллос
Что с вашим проектом Cash? Когда открытие?
- В декабре, хотелось бы раньше, конечно, но начать быстро у меня не получается.
Будешь там ди-джеить? - Да, буду продолжать. Я сделал перерыв и понял, что этим уже вряд ли кого-то можно удивить, но продолжать буду.
А ты за это взялся, потому как хотел научиться и тебе это нравилось?
- Я тебя сейчас удивлю – я это сделал, потому что мне это было надо. Это производственная необходимость – объяснять всем, что надо делать я устал…
Но все люди, с которыми я обсуждала это заведение, говорят, что в большей степени они ходили туда потому, что ты их лично приветствовал в микрофон.
- Да, я понимаю, но смотри, когда на сцену выходит Мик Джаггер, все приветствуют его и забывают, что в группе Ролинг Стоунс есть еще 3 участника группы, которые играют чуть ли не главную роль в становлении коллектива. Я могу констатировать, что без команды людей – без барменов, без управляющих и так далее ничего не было бы возможным…
Какие у тебя отношения с подчиненными. Ты строгий?
- Не, я стараюсь решать вопросы по-человечески. У меня есть люди, которые мне помогают, если что-то получается не по-человечески…
Как ты будешь совмещать роль младшего партнера в ресторане Bon и свой проект?
- Поживем – увидим. Для начала открыться надо. Могу только сказать, что сегодня я очень много учусь у г-на Новикова. Начать бизнес в то время было очень сложно. Это было бы невозможно без чутья Аркадия. Но меня вообще сделали люди и умение слушать людей, с которыми ты общаешься. Меня жизнь сталкивает с людьми, у которых я чему-то учусь.
Саша Оганезов, Саша Соркин, Аркаша Новиков…
- Если взять всех моих знакомых и составить генеалогическое дерево, то получится, что очень многие тебя вывели куда-то. Все по-разному реагируют на эти связи: кто-то идет дальней, а кто-то короткой дорогой. Я вообще кайфую от людей и все мое фрискерство заключается в том, чтобы у кого-то чему-то научиться