Популярные личности

Анатолий Карелин

Летчик истребитель
На фото Анатолий Карелин
Категория:
Дата рождения:
1922-07-16
Место рождения:
с. Далматово, Курганская область, Россия
Дата смерти:
1974-01-03
Место смерти:
Ленинград, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов. 14 Июля 1953 года за образцовое выполнение служебного долга заместителю командира истребительного авиационного полка Майору А. М. Карелину было присвоено звание Героя Советского Союза.


Родился 16 Июля 1922 года в селе Далматово, ныне город Курганской области. В 1940 году окончил спецшколу № 12 в Краснодаре. В Красной Армии с Июня 1941 года. Окончил Краснодарскую военную школу пилотов в 1944 году. На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 1944 года.

Затем остался служить в ВВС. Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов. 14 Июля 1953 года за образцовое выполнение служебного долга заместителю командира истребительного авиационного полка Майору А. М. Карелину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Затем продолжал службу в ВВС. В 1957 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1964 году - Военную академию Генерального штаба. С 1970 года Генерал - Майор авиации А. М. Карелин - в запасе. Жил в Ленинграде. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 3 Января 1974 года.

* * *

В Северную Корею Капитан А. М. Карелин попал в начале лета 1951 года, в составе 351-го ИАП, вооружённым истребителями Ла-11. Летая на этих самолётах лётчики действовали, как правило, лишь в ночных условиях.

К началу лета 1951 года Стратегическая бомбардировочная авиация США существенно ограничила дневные налёты на военные объекты, а с Октября прекратила их окончательно. С той поры В-29 стали действовать исключительно ночью. Почувствовав перемену в тактике и стратегии противника, Советское командование срочно приступило к подготовке специального авиаполка для ведения ночных боевых действий в небе Кореи.

351-й авиаполк начал создаваться на базе 153-й истребительной авиационной дивизии и был вооружён поршневыми истребителями Ла-11. В него начали прибывать лётчики, имевшие опыт ночных полётов в сложных метеоусловиях. В Июне 1951 года полк был укомплектован и 13-го числа в полном составе перелетел из Саншилипу в Аньшань. Его командиром стал Полковник И. А. Ефимов. Главной задачей полка было прикрытие важнейших стратегических объектов: моста через реку Ялуцзян в районе города Аньдун, ГЭС в районе города Сингисю, аэродромный узел Аньдун и сам Аньшань. Вскоре полк в составе 3-х эскадрилий ( по 10 самолётов в каждой ) приступил к ночным дежурствам.

Первую победу одержал Старший лейтенант В. Курганов, сбивший двухмоторный В-26 "Инвайдер", но с Сентября 1951 года в ночном небе появились В-29 и соперничать с ними на Ла-11 стало сложновато. "Крепости" забирались на высоту до 10 км и после нанесения бомбового удара с резким снижением уходили в сторону залива, куда нашим лётчикам заходить запрещалось. При этом они разгонялись до 700 км/час и Ла-11, имея максимальную скорость в 680 км/час, догнать их не могли...

В начале Декабря на боевые дежурства стали заступать наиболее опытные лётчики полка. В о

дну из ночей готовность заняли два заместителя командира полка Майоры Галышевский ( по политчасти, позднее сбил 2 В-29 ) и Карелин ( по лётной подготовке ). Встретив в ночном небе В-29 Карелин атаковал его, но неудачно, "Крепость" ушла. После проведения ряда экспериментов, было установлено, что бороться с В-29 могут только реактивные МиГ-15.

В начале Января 1952 года в Китай прибыла 97-я истребительная авиадивизия ПВО под командованием Героя Советского Союза Полковника А. П. Шевцова. Одна из её эскадрилий была передана в 351-й авиаполк, для обучения пилотов полка полётам на МиГ-15. В Мае 1952 года была одержана первая победа. Майор Карелин в свете прожекторов увидел одиночный В-29 и, подойдя к нему вплотную, расстрелял в упор. 10 Июля 1952 года американцы предприняли массированный налёт на охраняемые лётчиками 351-го авиаполка объекты. В этом ночном воздушном сражении было сбито три В-29, ещё несколько самолётов получили тяжёлые повреждения ( из них - 2 машины сбил Карелин и ещё 1 повредил ).

В одном из последующих вылетов, Карелин поднялся на перехват В-29 по данным РЛС и был наведён так точно, что при сближении с самолётом противника чиркнул лафетом своего "МиГа" возле кормовой пушки оператора наведения ( привёз вмятину на лафете ). Стрелок кормовой установки В-29, не видя противника, начал беспорядочно палить из пушек и тем самым выдал себя. По его огню наш пилот определил, где находится самолёт, и в упор расстрелял "Крепость". Это случилось в конце Ноября 1952 года.

В Феврале 1953 года в районе города Ансю Карелин перехватил очередной В-29 и сбил его. Однако, стрелками с "бомбёра" была повреждена и его машина. Из - за перебитого трубопровода после разворота домой, спустя некоторое время, остановился двигатель. Но наш Ас не потерял самообладания и, дотянув до ВПП аэродрома, точно и хладнокровно посадил израненую машину на полосу. В самолёте Карелина обнаружили 117 пробоин, только в кабине лётчика их было 9. К счастью, сам пилот не пострадал.

Это была последняя - 5 победа А. М. Карелина - после этого боя ему запретили вылетать на боевые задания и дали отдохнуть. А 18 Февраля 351-й ИАП возвратился в СССР, записав на свой боевой счёт около 15 сбитых вражеских самолётов. 14 Июля 1953 года Майору А. М. Карелину была вручена "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и орден Ленина за 5 побед одержанных в ночном небе Кореи ( всего совершил около 50 боевых вылетов ).

Следует отметить, что свои последние вылеты Анатолий Карелин совершил на самолёте с бортовым номером "325", переданный в 351-й ИАП из 97-й авиационной дивизии ПВО. Самолёт был полностью окрашен в светло серый цвет, поверх которого на верхние и боковые поверхности из краскопульта нанесли тёмно - зелёные полосы, пятна и разводы.



Поделиться: