Бакушинский Анатолий Васильевич (1883-1939) вошел в историю советского искусствознания как разносторонний научный и общественный деятель. Его работы в области теории и практики эстетического воспитания, психологии творчества и психологии восприятия искусства, монографии о советских скульпторах, исследования народного творчества вошли в золотой фонд отечественной науки об искусстве.
Анатолий Васильевич Бакушинский родился в селе Верхний Лендех Владимирской губернии. Поблизости располагались старинные центры иконописи Холуй и Палех, где будущий ученый мог наблюдать за работой местных художников-иконописцев. Там он по-настоящему увлекся рисунком и скульптурой, мечтая посвятить себя профессии художника. И хотя задуманное не осуществилось, полученные в юности знания и навыки неизменно помогали в будущей деятельности Бакушинского-искусствоведа.
В 1911 году Бакушинский окончил историческое отделение историко-филологического факультета Юрьевского университета (ныне - г. Тарту). В течение шести лет кроме истории он изучал историю искусств, серьезно занимался философией. В 1912 году Бакушинский поступил в Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина. Созданный в Москве институт для лиц, уже имевших высшее образование, отличался особой программой. В течение двух лет студенты наряду с общеобразовательными дисциплинами занимались музыкой, пением, физическими упражнениями, необходимыми для гармонического развития. Основное же внимание уделялось разработке самой методики преподавания, что и привлекло Бакушинского в число слушателей.
Получаемые в институте знания он успешно реализовывал в своей собственной педагогической деятельности в московском Петропавловском училище, где молодой ученый читал в то время курс истории искусства.
Проблемы художественного воспитания и психологии восприятия изобразительного искусства становятся для Бакушинского одной из ведущих тем. Главный акцент в разработанной им в 1918-1921 годах системе художественного восприятия ставился Бакушинским на "непосредственное творческое переживание произведения искусства".
С первых дней революции Бакушинский отдает свой богатый опыт и знания делу эстетического воспитания народных масс, впервые приобщавшихся к мировому художественному наследию. Он публикует цикл статей на тему "Как смотреть картину", обращенный к рабочей аудитории; ведет планомерную работу по улучшению качественного уровня художественных экскурсий, которые виделись Вакушинскому одной из эффективнейших форм пропаганды искусства. Анатолий Васильевич считал экскурсию таким же творческим актом, как и само искусство. Созданная им школа творческой экскурсии видела свою главную задачу в том, чтобы "научить смотреть" произведения искусства. Ее пытались решать слушатели организованного им в 1918 году семинара, в котором, кроме самого руководителя, преподавали такие видные деятели советского искусства, как архитектор И. В. Жолтовский, скульптор В. Н. Домогацкий, графики В. Д. Фалилеев и И. Н. Павлов. Семинары эти проводились в Цветковской галерее, дававшей богатые возможности сравнения и анализа произведений, столь необходимые для методики ученого. С 1917 года Анатолий Васильевич являлся хранителем галереи - собрания русского искусства, принесённого в дар Москве в 1909 году банковским служащим и. ]?• Цветковым. В 1926 году оно влилось в состав Государственной Третьяковской галереи, а в 1927 году Бакушинский стал заведующим отдела графики ГТГ. Многолетняя работа над уникальным цветковским собранием рисунков выдающихся русских мастеров делает ученого специалистом в области русской графики. В 1925 году выходит первый каталог цветковского собрания живописи и рисунка - плод кропотливого труда Вакушинского-хранителя.
Двадцатые годы - время до предела насыщенной общественной и педагогической деятельности ученого. С 1920 года он читает лекции в Московском государственном университете, Литературно-художественном институте им. В. Я. Брюсова, ИФЛИ. Среди его учеников будущие видные советские историки искусства М. В. Алпатов, Н. И. Врунов, В. М. Василенко. С основанием в 1921 году Государственной Академии художественных наук (ГАХН), Вакушинский - ее действительный член, руководитель психологического отделения Академии. Одновременно он работает и в Институте археологии и искусствознания. Научно-экспериментальном институте художественной промышленности.
Неоспоримой заслугой ученого является его деятельное участие в восстановлении отечественных народных промыслов. Под непосредственным руководством Бакушинского, заложившего в своих научных трудах основы советской науки о народном искусстве ("Искусство Палеха", 1934; "Искусство Мстеры", 1934), велась работа по возрождению народного искусства Дымки, Городца и Хохломы, развитию современного искусства в бывших иконописных центрах Палеха, Мстеры и Холуя.
Большой вклад внес Бакушинский в теорию и историю искусствознания. Его наиболее значительный теоретический труд - книга "Художественное творчество и воспитание" (1925). Имя Бакушинского связывается и с первыми исследованиями о советской скульптуре. По его статьям 20-х - начала 30-х годов сегодня легче понять процесс становления советской скульптуры. Он первым откликнулся на новое для русского искусства явление - организацию самостоятельных скульптурных выставок, устраиваемых с 1926 года Обществом русских скульпторов (ОРС). Результатом столь пристального внимания к пластическим искусствам стали монографии о первом председателе ОРС В. Н. Домогацком (1936), скульпторе-анималисте и графике В. А. Ватагине (1933).
После смерти автора, в 1939 году, вышла его книга о Н. А. Андрееве - скульпторе, рисовальщике, театральном художнике, авторе московских памятников Н. В. Гоголю и А. Н. Островскому, основоположнике ленинской темы в советском искусстве. Эта монография остается и сегодня капитальнейшим исследованием о выдающемся мастере советского изобразительного искусства; а глава об андреевской "Лениниане" наряду со статьями предшествующих лет на ту же тему стала первым обобщающим исследованием о художественном воплощении образа В. И. Ленина. Вакушинский органично соединял в себе врожденный педагогический талант, незаурядный литературный дар, скрупулезность музейного работника и инициативность общественного деятеля. Его имя для нас навсегда останется неразрывно связанным с советским искусством 20-30-х годов.
Использованы материалы статьи Н. Семеновой в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.