В настоящее время — ведущий н. с. Института развития личности. Основные направления работы: исследования отношения Человек-Мир; органических систем; антропогенеза; проблемы личности; развития личности и ее этического сознания; новоевропейского рационализма и науки; глобального кризиса современности.
Арсеньев Анатолий Сергеевич специалист по общим проблемам философии; кандидат филосовских. наук, доцент. Родился в Москве, преподавал в вузах, являлся сотрудником НИИ (ИФ АН СССР, ИИЕТ АН СССР, Центр. экономико-математического института АН СССР и др.).
В настоящее время — ведущий н. с. Института развития личности. Основные направления работы: исследования отношения Человек-Мир; органических систем; антропогенеза; проблемы личности; развития личности и ее этического сознания; новоевропейского рационализма и науки; глобального кризиса современности.
1964—1968 связаны с коренным изменением представлений А. о филос, ее роли и назначении (Размышления о работе Л.С.Рубинштейна "Человек и Мир". ВФ. 1993. № 5). Филос. А. рассматривает как глубоко личностное размышление об отношении Человек-Мир (объективированной, опосредованной разумом форме первичного, служащего началом антропогенеза, непосредственного религиозного отношения Я-Ты). Бесконечность этого отношения выявлена в двух формах: потенциальной бесконечности (ПБ) как "снятии" во времени конечных опреде-ленностей в чувственно воспринимаемой "проявлен: ной" обл. бытия, и актуальной бесконечности (АБ), содержащей все, что м.б. достигнуто в ПБ в будущем, связанной с обл. непроявленных форм, образов, смыслов и т.д
Эволюция, развитие, творч. связаны с взаимодействием ПБ (что, напр., может пониматься как каузальность, адаптация) и АБ (телеологичность, целепо-лагание, "ароморфозы", эмерджентная эволюция и т.п.), прошлого и будущего. Здесь возникает проблема свободы. Взаимодействие АБ и ПБ приводит к представлению о развитии как интерференции сменяющих друг друга фаз различной глубины и длительности, связанных, как правило, с преобладанием рефлексии (погруженностью в себя, выработкой устойчивого основания, способного противостоять внеш. среде восстановлением непосредственных связей с АБ) или трансцендирования (экспансии во внеш. среду, в обл. ПБ). Гегелевские "скачки" можно рассмотреть как "прорывы" АБ в ПБ в период "междуфазья", "квазихаоса". Радикально новый шаг в развитии связан с "возвратом" за пределы основания заканчивающейся фазы и сменой основания на более глубокое. Эти особенности органического развития проявляются не как жесткие законы, но как лежащие глубоко под разнообразием эмпирического бытия общие тенденции, обнаружить которые, в частности, помогает философия. Человек — парадоксальное бесконечно-конечное существо, снимающее свою конечность в обл. ПБ транс-цендированием, благодаря своей причастности АБ, где он уже трансцендентен.
Развитие личности — становление Человека в индивиде. Этическое сознание личности также парадоксально, располюсовано на конечную и бесконечную обл. Конечная обл. (ПБ) связана с групповой системой ценностей, выражается в моральных нормах и требованиях группы к индивиду. Бесконечная (АБ) — в безусловных, не связанных с социальной средой, растущих вместе с внутр. личностным "Я" индивида всеобщих принципах. Внутренний конфликт этих областей — важный фактор личностного развития (Взаимоотношение науки и нравственности. 1969.
В сборнике "Наука и нравственность". М., 1971, опубликована часть, полностью — при издании одноименного сборника издательством "Прогресс" на иностранном языке). Осн. идеи кратко изложены в ст. "Научное образование и нравственное воспитание" в сб. "Психологические проблемы нравственного воспитания детей". М., 1977; кн. под ред. В.В.Давыдова "Философско-психологические проблемы развития образования". М., 1981).
В антропогенезе А. выделяет две фазы: Палеолит — преобладание рефлексии, дух. и телесного саморазвития Человека, господство отношения Человек—Мир, и Неолит — преобладание трансцендирования, развитие орудий труда, "неорганического тела человека", господство отношения Субъект—Объект. Факторы, приведшие человечество к современному глобальному кризису, связаны с неолитической революцией, а сам кризис является завершением, деградацией и разрушением фазы Неолита, за к-рой, предположительно, может следовать на новом уровне фаза самоизменения Человека (Глобальный кризис современности и Россия // Континент. № 73. 1992). Этот кризис захватывает все формы жизни и сознания, в т.ч. филос. Новая ("постнеолитическая") философия не может сводиться к построению тех или др. (категориальных, логических, понятийных и т.п.) систем. Она может выражать себя лишь в вероятностном ключе, представляя нечто вроде "прогулки" по границе рационального и нерационального, подводящей Человека к ощущению Тайны себя самого и Мира. Ее задача по отношению к предшествовавшим формам филос. и религии — отделение в них вечного от временного.