Освоил 35 типов самолетов и их модификаций. Имеет общий налет более 3600 часов. За время службы были присвоены квалификации "Военный летчик-инструктор 1-го класса" и "Летчик-испытатель 2-го класса". В 1985 году был зачислен в отряд советских космонавтов (1985 Группа "БОР" № 2).
248-й космонавт в мире; 71-й летчик - космонавт СССР
9 сентября 1956 г. пос. Просяная Покровского р-на Днепропетровской обл., УССР (Украина)
украинец
В 1973 г. окончил среднюю школу № 2 пос. Просяная Покровского р-на Днепропетровской обл., УССР (Украина).
В 1977 г. окончил Харьковское ВВАУЛ им. С.И. Грицевца, специальность - командная тактическая истребительной авиации, квалификация - летчик-инженер.
В 1983 г. окончил 267-й Центр испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей, г. Ахтубинск, Астраханской обл., специальность - пилотирование и эксплуатация летательных аппаратов, квалификация - летчик-испытатель.
В 1987 г. окончил без отрыва от основной работы Ахтубинский филиал МАИ "Взлет", специальность - самолетостроение, квалификация - инженер-механик.
В 1996 г. окончил Академию Генерального штаба МО РФ, специальность - командно-штабная оперативно-стратегическая, квалифика
ция - офицер с высшим оперативно-стратегическим образованием.
В 2002 г. окончил Московскую академию рынка труда и информационных технологий по программе антикризисного управления.
1 августа 1973 г. - 21 октября 1977 г. - курсант Харьковского ВВАУЛ им. Дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца. Летал на самолетах Л-29, УТИ МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21ПФ, МиГ-21У, МиГ-21ус (налет 212 часов).
С 25 ноября1977 г. - летчик-инструктор 812-го учебного авиаполка (УАП) этого же училища (налет более 900 часов).
18 ноября 1982 г. - 4 августа 1983 г. - слушатель 267-го Центра испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей (без исключения из списков части по прежнему месту службы).
С 11 августа 1983 г. - летчик-испытатель 1-й испытательной авиационной эскадрильи (ИАЭ) службы летных испытаний истребителей-перехватчиков ПВО и самолетов фронтовой авиации 1-го управления ГКНИИ ВВС. Освоил МиГ-23 многих модификаций и МиГ-25 всех модификаций, МиГ-27
МиГ-29, Су-17, Як-40, Ту-134, А-50, общий налет составил 1100 часов.
16 октября 1986 г. переведен во 2-ю ИАЭ. К маю 1987 г. освоил 35 типов самолетов и их модификаций, имел 1200 часов налета.
2 сентября 1985 г. - решением ГМВК отобран в качестве кандидата в космонавты от ГКНИИ ВВС и направлен на ОКП в ЦПК.
8 января 1988 г. - зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность космонавта-испытателя 2 группы.
С 24 апреля 1992 г. - инструктор-космонавт-испытатель 2 группы.
7 сентября 1993 г. - приказом МО РФ отчислен из отряда космонавтов ЦПК и прикомандирован к Центру программных исследований РАН в качестве советника, инструктора-космонавта-испытателя РАН.
4 января1994 г. - приказом по РАН зачислен на должность советника, инструктора-космонавта-испытателя РАН. Работал в лаборатории крупногабаритных конструкций, был начальником сектора информационных технологий.
28 июля 1994 г. - уволен с должности космонавта РАН в связи с поступлением на уч
ебу в Академию Генштаба МО РФ.
Ноябрь 1985 г. - май 1987 г. - общекосмическая подготовка (методом сборов).
1988-1989 гг. - подготовка в группе космонавтов по программе полетов на ОК "Мир".
С июля 1989 г. - подготовка к полету на ОК "Мир" в качестве командира одного из резервных экипажей, вместе с Сергеем Авдеевым.
Февраль - июль 1990 г. - подготовка к полету по программе ЭО-7 в качестве командира третьего (резервного) экипажа, сначала вместе с Мусой Манаровым, а с 13 июня - один (Мусу Манарова перевели в дублирующий экипаж вместо Виталия Севастьянова).
13 августа - 12 ноября 1990 г. - проходил подготовку к полету по программе ЭО-8 на ОК "Мир" в качестве командира дублирующего экипажа, вместе с Сергеем Крикалевым и Риоко Кикути (Япония).
2 декабря 1990 г. - был дублером командира КК "Союз ТМ-11" Виктора Афанасьева.
5 декабря 1990 г. - 19 апреля 1991 г. - проходил подготовку к полету на ОК "Мир" по программе ЭО-9 в качестве командира основ
ого экипажа, вместе с Сергеем Крикалевым и Хелен Шарман (Великобритания).
С 18 мая по 10 октября 1991 г. совершил космический полет в качестве командира на КК "Союз ТМ-12" и ОК "Мир" по программе ЭО-9/Juno вместе с Сергеем Крикалевым и Хелен Шарман (Великобритания), а также с Виктором Афанасьевым, Мусой Манаровым, Александром Волковым, Токтаром Аубакировым и Францем Фибеком (Австрия). В ходе полета совершил 6 выходов в открытый космос продолжительностью 32 часа 17 минут.
Продолжительность полета: 144 суток 15 часов 21 минута 50 секунд.
Позывной - "Озон-1".
1992 г. - проходил подготовку в условном экипаже с Юрием Усачевым.
Июль 1992 г. - назначен командиром дублирующего экипажа для подготовки к полету на ОК "Мир" по программе ЭО-13 (вместе с Юрием Усачевым), но к подготовке не приступил.
28 июля 1994 г. - приказом МО РФ № 01252 зачислен слушателем в Академию Генерального штаба МО РФ.
28 июля 1994 г. - 18 июня 1996 г. - уч
ился в Академии Генштаба МО РФ.
2 ноября 1996 г. - августа 1998 г. - служил в Главном штабе ВВС членом Научно-технического комитета по вопросам многоцелевых авиационно-космических комплексов.
20 августа 1998 г. - приказом МО РФ № 01082 уволен из ВС в запас по оргштатным мероприятиям.
20 марта 1999 г. - возглавил отдел пропаганды, а с 16 июня 2000 г. - вице-президент Федерации космонавтики России.
С 12 апреля 1999 г. - 1-й заместитель председателя правления, а с 9 ноября 1999 г. - генеральный директор Народного благотворительного фонда сохранения космической станции "Мир".
С 22 марта 2001 г. - Советник президента ЗАО КБ "Европейский трастовый банк".
Герой Советского Союза (1991 г.), "Летчик-космонавт СССР" (1991 г.), награжден орденом Ленина и 7 медалями; "Заслуженный испытатель космической техники" (2000 г.); академик Международной академии информации, связи и управления в природе и обществе (2000 г.).
Отец - Арцебарский Павел Карп
вич (р. 25 января 1922 г.), мастер Просянского каолинкомбината, инвалид 2 группы. Пенсионер.
Мать - Арцебарская (Сторчеус) Мария Васильевна (р.13 сентября 1927 г.), отделочница Просянского каолинкомбината. Пенсионер.
Брат - Арцебарский Павел Павлович (р. 14 июля 1954 г.), водитель Автотранспортного предприятия, г. Запорожье.
Сестра - Фысун (Арцебарская) Любовь Павловна (р. 24 сентября 1958 г.), повар в столовой пос. Просяная.
Жена по первому браку - Арцебарская (Маценко) Наталья Борисовна (р. 13 апреля 1959 г.). Учитель. Звездный городок.
Сын от первого брака - Арцебарский Тарас Анатольевич (р. 3 декабря 1978 г.), ст. лейтенант, военный летчик- истребитель.
Жена - Арцебарская (Фигурина) Ирина Николаевна (р. 17 мая 1964 г.), домохозяйка.
Сын - Арцебарский Александр Анатольевич (р. 6 февраля 1998 г.).
Дочь - Арцебарская Алеся Анатольевна (р. 24 августа 1999 г.).
Дочь - Арцебарская Мария Анатольевна (р. 10 июня 2001 г.).
Клас
сность:
11 августа 1978 г. - военный летчик 3-го класса;
5 ноября 1980 г. - военный летчик 2-го класса;
21 февраля 1981 г. - военный летчик 1-го класса;
4 августа 1983 г. - летчик-испытатель 3-го класса;
14 февраля 1986 г. - летчик-испытатель 2-го класса;
24 января 1992 г. - космонавт 2-го класса.
Воинское звание:
21 октября 1977 г. - лейтенант;
3 ноября 1979 г. - ст. лейтенант;
17 февраля 1982 г. - капитан;
3 марта 1985 г. - майор;
31 марта 1988 г. - подполковник;
25 октября 1991 г. - полковник;
20 августа 1998 г. - полковник запаса.
Имеет общий налет более 1600 часов.
С мая 2004 г. Член совета директоров ЗАО КБ "Европейский трастовый банк".
Сын от первого брака - Арцебарский Тарас Анатольевич (р. 3 декабря 1978 г.),
летчик- испытатель "ОКБ Сухого" (2005 г.)
Дочь - Арцебарская Екатерина Анатольевна, род. 21.09.2003.
Академик Академии проблем безопасности обороны и правопорядка (2005 г.