писатель, сценарист. Настоящая фамилия — Гоберман. Родился в Москве 3 августа 1924 г. Окончил Московский институт востоковедения (1950).
Сборники повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых: «А тем временем где-то...» (1967), «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Действующие лица и исполнители» (1975), «Поздний ребенок» (1976), «Третий в пятом ряду» (1977), «Безумная Евдокия» (1978), «Сигнальщики и горнисты» (1985) и др.
Произведения Алексина переведены на сорок восемь языков, тираж их изданий превысил сто миллионов экземпляров. Государственная премия СССР (1978).
В конце 80-х эмигрировал в Израиль.
Родился 3 августа 1924 в Москве, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937. В детстве выступал в пионерской печати со стихами (собраны в книге Рожок, 1951; совместно с С.Баруздиным). В годы Великой Отечественной войны работал на стройке; в 1950 окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Тогда же издал сборник повестей Тридцать один день, одобренный К.Г.Паустовским и сразу определивший Алексина как создателя т.н. «юношеской повести». Многочисленные произведения Алексина (повести Саша и Шура, 1956; Необычные похождения Севы Котлова, 1958; Говорит седьмой этаж, 1959; Коля пишет Оле, Оля пишет Коле, 1965; Поздний ребенок, 1968; Звоните и приезжайте!, 1970; Третий в пятом ряду, 1975; Безумная Евдокия, 1976; Сердечная недостаточность, 1979; Домашний совет, Ивашов, Дневник жениха, все 1980; Здоровые и больные, 1982; Прости меня, мама..., 1989, и др., а также пьесы, как правило, инсценировки повестей, Мой брат играет на кларнете, 1968; В стране вечных каникул, 1970; Обратный адрес, 1971; Десятиклассники, 1974; Пойдем в кино, 1977; Поздний ребенок, 1983, и др.) – это непосредственные и жизнеподобные, не лишенные мелодраматизма и сентиментальности, изложенные, как правило, от первого лица, повествования о столкновении детей и подростков с миром взрослых. Произведения Алексина пользуются популярностью в силу драматургической стремительности их построения, остроте коллизий, психологической и бытописательской наблюдательности, доброму юмору, актуальным сюжетам, узнаваемым персонажам и обстоятельствам (семья, школа, пионерский лагерь, военная игра, первая любовь, детский хор – повесть Позавчера и послезавтра, 1974; труппа юношеского театра – повесть Действующие лица и исполнители, 1975; воспоминания о годах сталинской репрессии – повесть Игрушка, 1988; литературная и житейская «проба» подростка – Очень страшные истории: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин, 1969–1992). Коллективный портрет юных поколений 1950–1980-х годов, предложенный Алексиным, не лишен идеализации – и в то же время объективного морального диагноза, поставленного с позиций нравственного максимализма, отвергающего (в духе усердно культивируемой в советской ментальности 1960–1970-х годов «романтики») расчетливость, узкий прагматизм, эгоизм, черствость и себялюбие. Признанный и публикой и критикой (в т.ч. зарубежной – произведения Алексина изданы во многих странах мира), писатель вел активную литературно-общественную деятельность (секретарь СП РСФСР в 1970–1989, один из организаторов детских и юношеских журналов, член редколлегии журнала «Юность», президент ассоциации «Мир – детям мира» и т.п.); удостоен премии Ленинского комсомола (1970, за сценарий документального фильма Право быть ребенком), Государственных премий РСФСР (1974, за пьесы, поставленные на сцене Центрального детского театра) и СССР (за ряд повестей), а также нескольких международных премий и знаков отличия. В 1982 Алексин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. С 1993 писатель живет в Израиле, где издал роман-хронику о судьбах еврейской семьи в России 20 в. Сага о Певзнерах (1994), книгу мемуаров Перелистывая годы (1997) и другие произведения, основные темы которых связаны с российской действительностью.
Автор сценариев к фильмам:
1959 Я ВАМ ПИШУ...
1976 РАСПИСАНИЕ НА ЗАВТРА
1978 НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ